Выборы в Грузии: результаты и как они были достигнуты 

1.Вывод из игры клана Ахалаиа вследствие тюремного скандала
2. Растущий антирейтинг правящей партии (и впервые почти открытая позиция церкви)
3. Высокая активность избирателей - против власти проголосовали в том числе и те, кто раньше не голосовал вовсе.
4. Провал всех остальных оппозиционных партий и де-факто зачищение оппозиционного поля к середине 2011 года
5. Давление на правящую силу изнутри и извне
6. Ослабление самой власти и снижение возможностей админ-ресурса

Вся статья:Panarmenian.net

Могло ли в Армении произойти событие, подобное грузинским парламентским выборам?
После окончания парламентских выборов и уже официальной победы на них оппозиционного блока «Бидзина Иванишвили – грузинская мечта», в Армении стал популярным вопрос «могло ли подобное произойти в Армении?». Для того чтобы ответить на этот вопрос, нужно понять – что же произошло в Грузии и какие различия ситуация в Грузии обнаруживает с положением в Армении. 

Из результатов выборов очевидно, что доминировали исключительно две партии, остальные партии были практически незаметны, они исчезли к 2011 году тогда как в парламенте Армении сейчас 6 партий. В оппозиционную коалицию вошло 9 субъектов, в том числе партий, которые к 2011 году не были способны самостоятельно бороться за выживание. 

Лидером оппозиционного блока с октября 2011 года стал мультимиллиардер, вероятно, самый богатый бизнесмен на Кавказе – Бидзина Иванишвили с неограниченным для Грузии финансовым ресурсом. Стоит отметить, что происхождение финансовых средств бизнесмена отнюдь не кавказское – он в прошлом является российским олигархом, хотя и в целом продал активы в этой стране. Правящая сила всеми силами пыталась выбросить его из борьбы, лишив гражданства и установив беспрецедентные штрафы в отношении в принципе не нарушавшей закон деятельности оппозиционного блока, отняла частоту вещания и даже номер в списках (партии был дан номер 41 вместо номера 7). На фоне этого правящая партия активно занималась подкупом населения, однако подкуп в силу различия режимов в Армении и Грузии имел неденежный характер – это продовольствие, оплата ремонта, медицинских услуг и ваучеры на оплату коммунальных услуг и пр. И, хотя на компанию подкупа были потрачены огромные средства, к тому же именно из муниципальных и министерских бюджетов, они были скорее адресными, а не равномерными, в отличие от Армении. В результате «слива» компроматов за две недели до выборов, влияние административного ресурса и подкупов снизилось, поскольку многие решили не голосовать за власть, даже несмотря на угрозу потери работы и полученную предвыборную взятку.

В силу репрессивного характера режима (он настроил против себя очень широкие слои населения от интеллигенции до крестьян), его популярность не только быстро снижалась, но значительное число жителей страны относились к нему крайне негативно. Это сделало возможным объединение оппозиции вокруг идеи победы над правящей силой (в 2008 году оппозиция предприняла такую попытку, но потерпела поражение) – как мы видим, за исключением двух партий ни одна партия не набрала больше 2%.

Ни одного из предусловий возникновения подобного рода борьбы в Армении нет. Во-первых, в Армении нет бизнесменов подобного масштаба, готовых несмотря ни на что финансировать борьбу с режимом (даже Гагик Царукян калибром значительно мельче Бидзины Иванишвили). Во-вторых, в Армении нет репрессивного правящего режима, настроившего бы против себя широкие группы людей. Как мы видим, в Тбилиси, где вероятность фальсификации и применения административного ресурса значительно ниже, правящая партия набрала в три раза ниже, чем оппозиция (25% против 70%). В некоторой степени в Армении это условие было налицо к 2008 году, хотя разница довольно большая и тем более она очевидна сейчас. Латентная оппозиционность режиму, разлитая по армянскому обществу не имеет отношения к чувствам страха и ненависти, испытываемым в отношении грузинской власти в Грузии. В-третьих, в Армении никогда не было (и не было возможным) подобной консолидации власти в виду отсутствия инфраструктуры и денежных потоков. Поэтому результаты, показываемые Республиканской партией Армении (РПА) были обычно в разы ниже, чем то, что набирало Национальное движение в Грузии и только в 2012 году они сравнялись: 44% в Армении для РПА и 40% в Грузии для ЕНД. 

Является ли происшедшее в Грузии прецедентом для Армении? 
Как мы видим, ситуация аналогичная грузинской, в Армении произойти на сегодня не может, поскольку нет ни одного основного условия, которое может привести к ней. В силу этого различия условий, прошедшие выборы для Армении прецедентом не являются. Основные причины перечислим ниже.

Во-первых, оппозиция уже побеждала в Армении на парламентских выборах (имеется в виду блок «Единство» в 1999 году), таким образом, в Армении подобный прецедент уже есть, однако нет никакой гарантии, что он будет применяться в любых парламентских выборах. Во-вторых, и это было уже сказано, власти в Армении стабильно набирали меньше, чем в Грузии (к примеру, ср: РПА в 2003 году – 23.7%, ЕНД в 2004 – 67%), таким образом,проблемой является не наличие сверхсильной власти, а отсутствие сильной оппозиции, что стало возможным в Грузии в результате целого стечения обстоятельств. В-третьих, выборы в Армении прошли в мае 2012 года не хуже чем в Грузии. Практически ни одного инцидента не произошло ни в день выборов, ни во время подсчета. Безусловно были негативные явления в виде применения административного ресурса и массовых подкупов, однако они в той же мере имелись и в Грузии, где подкупы велись уже за бюджетные средства. 

В действительности, происшедшее в Грузии на самом деле не уникально и возможно в какой-то степени в любой стране. Так, после начала арабской весны многие армянские активисты говорили, что и Армении нужен такой сценарий. Сейчас, после того как арабская весна закончилась повсеместной победой исламистов, а кое-где регулярными терактами и гражданской войной, эти разговоры прекратились. Вместо них начались разговоры о «грузинском сценарии», который на самом деле больше похож на «арабскую весну», чем демократическую ротацию власти, с той разницей, что Грузия страна небольшая, с населением чуть более 4 млн человек, с высоким уровнем образования и более сильным влияние США, стремившихся изо всех сил не допустить крови, что, к счастью, пока удалось.
Грант Микаелян, на армянском здесь: emedia.am

Мысли и позиции, опубликованные на сайте, являются собственностью авторов, и могут не совпадать с точкой зрения редакции BlogNews.am.