Как не допустить нового «Гюмри»

Армянской и российской стороне удалось договориться о деталях следствия и суда над Валерием Пермяковым. Теперь главное понять, как не допустить в дальнейшем подобных событий

Фактически эти договоренности ничем не отличаются от тех, которые были до начала армянских акций протеста. Судить Пермякова будет российский суд по российским законам. При этом российские чиновники как и раньше четко дают понять армянскому обществу, что никакого снисхождения к подозреваемому не будет. «В данном случае, российское законодательство по подобного рода чудовищным  преступлениям  абсолютно безжалостно», - пояснил пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков. При этом не исключено, что наказан будет не только Пермяков. «Действия компетентных органов России, как на российской военной базе в Армении, так и на территории РФ, имеют целью обеспечение всестороннего расследования всех версий убийства и всех обстоятельств уголовного дела, установления виновных и неизбежности их ответственности», - заявил глава следственного комитета России Александр Бастрыкин, лично прибывший в Армению.

Важным моментом в нынешних договоренностях является тот факт, что суд пройдет на территории Армении (либо на военной базе в Гюмри), но не исключено, что об этом стороны тоже договорились раньше, до протестов. Сам процесс будет открытый, и его трансляция будет прерываться лишь в тех моментах, где в ходе судебного разбирательства будут обсуждаться вопросы, попадающие в категорию государственной тайны (например, связанные с функционированием базы). «Публичное судебное разбирательство, которое будет проведено в Армении, станет свидетельством стремления сторон добиться справедливости и правосудия», - заявил Александр Бастрыкин.

Без сомнения, справедливость и правосудие восторжествуют. Однако последствия этого инцидента еще долго будут негативно сказываться на российско-армянских отношениях. И сейчас властям, а также гражданской общественности обеих стран придется задуматься, как не допустить таких событий в дальнейшем.

Что касается конкретного преступления, то предотвратить подобные прецеденты поможет ряд мер, озвученных российскими властями. С 2016 года комплектовать базу будут исключительно контрактниками. Кроме того, на базе ожидается серьезная чистка и ужесточение дисциплины.

Что касается реальных причин осложнения российско-армянских отношений – эту проблему решить будет непросто. Очевидно, что столь большой резонанс из-за преступления возникает в том случае, когда оно затрагивает очень чувствительные струны общественного самосознания. В Индии таким триггером стало групповое изнасилование девушки (поднявшее на поверхность проблему жестокой дискриминации женщин в стране), в США - убийство чернокожего подростка в Фергюсоне (продемонстрировавшее социальную неустроенность чернокожей молодежи).

Что же касается «струн» массовых протестов в Гюмри, то там было несколько факторов. Во-первых, жестокое убийство семьи и особенно метод убийства грудного ребенка вызвал у армянского общества воспоминания трагических событиях Геноцида со стороны Османской империи и о массовых погромах армян в азербайджанских городах. Поскольку эти трагедии постоянно присутствуют в армянском информационном пространстве, они стали неотъемлемой частью национальной идентичности жителей Армении (собственно, поэтому армяне и готовы тратить миллионы долларов на то, чтобы уважаемые люди на Западе признали факт Геноцида - даже понимая при этом, что никакой практической пользы от этого армянскому государству не будет).

Проецируя эти чувства на конкретное преступление, армяне реагируют на него как на общенациональную трагедию. Разорвать цепь подобных идентификаций крайне сложно, поскольку, как было сказано выше, на этой основе сформировалось само армянское национальное самосознание. Для излечения от травматического опыта нации потребуются многие годы и вырасти не одно новое поколение, которое будет жить в безопасности на своей земле.

Во-вторых, реакция армянского общества на преступление была усилена ощущением недостаточного внимания со стороны Москвы. «Если армянское направление для российской внешней политики является хотя и важным, но одним из многих (а иногда и далеко не первостепенных) вопросов, то для Армении каждый шаг стратегического союзника изучается на просвет. Для небольшой республики, вовлеченной в неразрешенный конфликт из-за Нагорного Карабаха и живущей в условиях закрытия двух из четырех существующих сухопутных границ, такая эмоциональность вполне объяснима», - пишет российский политолог Сергей Маркедонов. Именно этим, в частности, и объясняется настойчивое требование армян принести соболезнования на высшем уровне. И это при том, что 12 января официальные соболезнования появились на сайте МИД РФ. Кроме того, «буквально в тот же день, когда произошла чудовищная трагедия своим армянским коллегам сделали телефонные звонки министр иностранных дел С.Лавров и министр обороны С.Шойгу. Они от имени всего российского руководства,  в том числе Владимира Путина, передали свои соболезнования своим армянским визави и всему армянскому народу», - пояснил Дмитрий Песков.

Однако претензии армянской стороны связаны с тем, что не было официальных соболезнований со стороны лично Владимира Путина, вживую. Но тут нужно понимать, что в данном случае соболезнования - это именно уровень МИД (ибо ситуация касалась иностранного государства и не имела мирового масштаба) и Минобороны (поскольку преступление совершил предположительно российский военнослужащий). Только когда волнения в Армении стали усиливаться и потребовался широкий жест уважения, Владимир Путин поступил рационально и выступил с соболезнованиями самолично.

Однако такой внепротокольный жест сам по себе вряд ли может решить проблему, которую можно обозначить как «синдром маленькой страны». Для этого потребуются серьезные усилия самого армянского общества для повышения статуса своей страны на международной арене: прекращение восприятия отношений с Азербайджаном и Турцией как игр с нулевой суммой, упор на развитие собственной экономики, борьба с коррупцией, гражданская сознательность в повседневной жизни и на выборах, изменение политики национальных СМИ. В этом случае Москва будет уделять отношениям с Арменией куда больше значения и внимания.

Что касается ошибок российской стороны в данной трагедии, то свои выводы из ситуации должны сделать прежде всего центральные российские СМИ, которые не уделяли убийству достаточного внимания или освещали его крайне стереотипно и поверхностно. Понятно, что трагедия в Гюмри не имела такого мирового масштаба как, например, события на Донбассе, Парижский теракт, Исламское государство или даже факт помещения Обамой России на второе место в списке глобальных угроз, между Эболой и ИГ (при всей реальной ничтожности последнего заявления по сравнению с жестоким убийством целой семьи). Однако в данном случае руководство общенациональных каналов должно было учесть особенности армянского менталитета. В реальной жизни зачастую большее значение имеет не объективная реальность, а восприятие данной реальности той или иной группой лиц. И если вам не нужен конфликт с этой группой, то нужно хотя бы учитывать их восприятие (а в перспективе, конечно, доводить его до объективного). «Крайне важно для укрепления стратегических отношений понимать, как может отозваться то или иное слово, действие или бездействие у тех, кого ты привык считать надежным партнером», - пишет Сергей Маркедонов.

Однако невнимательность или нечувствительность российской стороны не должна оправдывать попытки политизации уголовного преступления, которое не имело никаких национальных мотивов и просто наложилось на армянское «бессознательное». Следует понимать, что подрыв российско-армянских отношений приведет к существенному ослаблению армянской безопасности. Ни один другой игрок, кроме России, не в состоянии сегодня поддерживать и статус-кво вокруг Карабаха, и безопасность самой Армении (правда, российским чиновникам и политикам об этом не стоит часто говорить - национальную гордость армян тоже нужно учитывать). Более того, из всех стран, окружающих сейчас Армению, Россия является наиболее близкой к ней по всем параметрам, включая религию, культуру, общую историю и межчеловеческие отношения.


Мысли и позиции, опубликованные на сайте, являются собственностью авторов, и могут не совпадать с точкой зрения редакции BlogNews.am.