indexНа сайте газеты «Сегодня» появился любопытный видеосюжет. Дружественность его тона к армянам и Арцаху очевидна (отмечу, что публикации «Сегодня» на нашу тему, как правило, выдержаны в таком духе, что заслуживают благодарности с нашей стороны). Видеосюжет, о котором идет речь, представляет собой интервью, взятое главредом газеты Юрием Котенком у Андрея, представившегося как «доброволец-фидаин из Нагорного Карабаха с позывными Арцах».

Неприятие вызывает не интервью, выдержанное, повторюсь, в доброжелательном и корректном духе, а откровения давшего его человека, назвавшего себя армянином, да еще и фидаином. Их можно было бы проигнорировать, если бы не три довольно важных обстоятельства, обесценивающих его интервью:

1) Отсутствие у него представления о смысле слова «родина»;

2) Трагические инциденты на границах Арцаха с Азербайджаном, на фоне которых его слова звучат как кощунство, и 

3) Несоответствие его заявлений фактам.

С чего начинается родина

Андрей сообщает, что «по территориальному происхождению» (оказывается, есть и такое!) он родом из Донбасса, куда его родители переселились из Арцаха. Поэтому своей «первой родиной» он считает именно Восток Украины. Армения для него как бы «родина номер два» («историческая родина» в его терминологии). Он сочувствует борьбе Арцаха за самоопределение, а бороться за его реализацию предпочитает на первой, а не на утратившей для него актуальность второй родине.

Мхитарист Гевонд Алишан, венецианец «по территориальному происхождению», не покидал города Тициана и Тинторетто, но оставил описание Армении, ставшее настольной книгой всех арменистов. Для Алишана Армения была не исторической, а единственной Родиной, которую он боготворил. Мне уже доводилось писать, что родина подобна буллевской переменной: она либо есть, либо ее нет! Человек без родины подобен перекати-полю или сыну полка. Идея нумерации родин (как нелепо звучит множественное число в применении к этому понятию!) по высосанному из пальца принципу территориального или этнического происхождения противоречит не столько высоким представлениям о патриотизме, сколько здравому смыслу.

Если пример Алишана кажется далеким от сегодняшних реалий, есть много других, не менее поучительных. Монте Мелконян, калифорниец и выпускник престижного университета Беркли, приехал в воюющий Арцах, не думая ни о территориальном, ни об этническом происхождении. Он прибыл на Родину по ее зову! Все остальное, включая его блестящее образование, было отброшено им, как балласт. 

Тем же зовом руководствовался Командос, забывший о своих тифлисских корнях, когда над армянским народом нависла реальная угроза геноцида. Левон Мелик-Шахназарян покинул Ташкент, где преподавал в университете, чтобы возглавить самооборону армян Гандзака от тюркских погромщиков. Примерам такого рода несть числа, так что не стоит наводить тень на плетень. 

Словосочетание «историческая родина» вошло в наш терминологический обиход с легкой руки сионистов, противопоставлявших Святую Землю странам рассеяния, в которых евреи, как сказал Бен-Гурион, «погрязли в грешном самоудовлетворении». В этой антитезе был практический смысл, ибо европейские евреи почти полностью утратили связь с Иерусалимом после разрушения Храма Римом за без малого 2 тысячи лет до возникновения сионистской идеи. Ностальгия евреев по утраченной родине была, в большей мере, частью синагогального ритуала, чем живым чувством народа, связанного со своей землей. Родина была утрачена так давно, что исчезло и чувство ностальгии по ней. Воссоздание отечества евреев подразумевало оживление этого чувства. Этой цели и служила идея «исторической родины», возникшая к тому же в контексте гонений на евреев, увенчавшихся Холокостом. Бездумная привязка этого тезиса к нашим реалиям дезориентирует нас, не успевших утратить связь со своей землей. Как может разглагольствовать об исторической родине человек, назвавший себя фидаином и говорящий по-русски с довольно заметным армянским акцентом, - выше моего понимания. Воистину, слышал звон, да не знает, где он...

Антифашизм как движущая сила и благородный мотив

Киевские власти не внушают мне никакой симпатии. Культ Бандеры и Петлюры, героизация УПА, разгул охлократии и русофобии вызывают лишь негодование. Не случаен отказ Киева поддержать в ООН осуждавшую фашизм резолюцию. Украина предпочла обливать грязью свою славянскую сестру Россию, рассчитывая в обмен на эту подлость на подачки Запада. Но даже это не все! 

Отношение Киева к Донбассу напоминает отношение Баку к Арцаху. Карательные действия против повстанцев вызывают ассоциации с преступлениями фашистов в годы войны. Понятно, почему донбассцы не желают быть гражданами государства, руководство которого насаждает свой Ordnung, совершая военные преступления. И все же не все так просто и однозначно, как представляется Андрею.

Говорить о советском воспитании, якобы пресекавшем фашистские умонастроения и культивировавшем дружбу народов, неверно. Политбюро, осуждавшее немецкий фашизм в день 9 мая, не препятствовало распространению в союзных республиках вроде Украины и Азербайджана, не имевших государственности до октябрьского путча, фашистской идеологии, до поры до времени припудренной демагогической болтовней о пролетарском интернационализме. События в Сумгаите и Одессе были ядовитыми всходами семян, посеянных кремлевским мечтателем на заре советской власти...

Не обеляя действия киевских властей, следует заметить, что украинский фашизм не уникален. Осуждать украинский фашизм, игнорируя азербайджанский (этот список можно продолжить), значит пытаться вырвать это уродство из контекста ленинской национальной политики, подготовившей для него питательную почву. Но главное, во всяком случае для нас, даже не в этом.  

Украинский фашизм территориально далек от нас, имеющих дело с более реальной угрозой, исходящей из Баку. Наш антифашизм должен иметь не антиукраинскую, а антиазербайджанскую направленность. Благотворительность должна, как полагают американцы, начинаться дома, но дело не только в констатации этой банальности. Армения состоит в ОДКБ, и Азербайджан является зоной ее ответственности. У нас огромная нагрузка на нашем посту, и нам следует сосредоточиться на выполнении своей, более чем почетной задачи.

Новый год ознаменовали новые провокации Азербайджана на границах с Арцахом, жертвами которых стало четверо наших Воинов. Армения не входит в число стран с внушительным населением, и каждый солдат должен быть на особом счету как ее защитник. Рекрутировать новых добровольцев для участия в войне в Новороссии в тот самый момент, когда смертельная угроза нависла над Арменией, может только убежденный двурушник и демагог. Оставим его «антифашистские» переливания из пустого в порожнее на его совести, если, конечно, таковая у него имеется.

Несколько слов о фактах

Их, собственно, всего два. Первый из них обличает не столько невежество Андрея, сколько взятую им на вооружение идею нумерации родин. Касаясь темы войны за освобождение Арцаха, он говорит, что, отражая агрессию Азербайджана, армянские силы заняли пять районов, не входивших в состав НКАО. Эти земли Арцах считает своей «буферной зоной». Эти слова вполне мог произнести Владимир Казимиров – опытный кадровый дипломат, избегающий неполиткорректных высказываний. Как  их мог произнести армянин, называющий себя фидаином, уму непостижимо.

Разочаруем его: для армян по воспитанию, призванию и судьбе, освобожденные и реинтегрированные земли являются не «поясом безопасности» или «буферной зоной», а частью нашей Родины - первой и последней. Зона может быть родиной для уголовника, а не для патриота, каким бы ни было его территориальное и этническое происхождение. «Историческая родина» – не Кемская волость или пристанище бедных родственников. Это наша родная земля, которую мы никому и ни за что не отдадим.

Второй факт касается неряшливого освещения Андреем обстоятельств вызволения тел наших погибших летчиков силами армянского спецназа. Операция была проведена мастерски, а тела солдат и остатки корпуса вертолета вывезены организованно, а не «под шумок», как говорит Андрей. Вертолет был подбит над территорией Арцаха, а не Азербайджана. Зачем ему понадобилось повторять ложь азагитпропа, я не знаю, да это и не особенно важно. Нас не должна волновать точка зрения тех, кто ставит себя вне нашего общего дела. Армения для него историческая родина, а он для нас пока что – лишь отрезанный ломоть. Пусть делает, что хочет, но не берет на себя право говорить о нас и от нашего с вами имени.

Александр Микаэлян

Мысли и позиции, опубликованные на сайте, являются собственностью авторов, и могут не совпадать с точкой зрения редакции BlogNews.am.