Об экономическом Союзе, который запустится буквально через 2 недели, на своей итоговой пресс-конференции Владимир Путин практически ничего не сказал. Только один раз упомянул вскользь, отвечая на вопрос журналистки из Казахстана. Судя по заявлениям Путина, на фоне мировой экономической войны, в которую уже втянули Россию, у главы России евразийская интеграция не является в списке первоочередных задач.

Итак, Владимир Путин обозначил свою позицию. Он не видит ничего катастрофичного в экономике, Центробанк ведёт верную политику, надо продержаться два года.

Однако, несмотря на то, что биржевые спекуляции и торговые эмбарго направлены в первую очередь против России, последствия ощущаются и у ближайших экономических союзников.

Так, острая фаза экономической войны заметна даже на бытовом уровне. Жители приграничных регионов Беларуси и Казахстана открыли массовые шоппинг-туры в субъекты РФ. На уровне политического руководства уже звучат заявления, что экономическая война будет только нарастать и отразится на всём союзном рынке.

Казахстан: игра на упреждение

Нурсултан Назарбаев в очередной раз доказал, что является наиболее прозорливым союзным политиком. Ещё в ноябре он обратился к гражданам Казахстана и прямо объяснил, что мир входит в стадию, которую переживут не все государства.

В качестве антикризисных мер Нурсултан Назарбаев предложил программу «НҰРЛЫ ЖОЛ» (светлый путь).

Если вкратце, то идея Назарбаева заключается в том, чтобы максимально инвестировать и развивать инфраструктуру Казахстана — транспортную, энергетическую, гражданскую и морскую.

Таким образом, в Казахстане определили свою роль в XXI веке. Если задуманное Назарбаевым удастся реализовать, то республика станет транспортной артерией Евразии. Потому что сотрудничество между Китаем и Россией будет только нарастать. Также будет расти товарооборот на Каспии, потому что Иран, Азербайджан, Туркменистан, Казахстан и Россия будучи нефтегазодобывающими странами обречены создать как минимум зону свободной торговли.

Назарбаев в который раз подтвердил верность своим принципам евразийской интеграции — чем больше проектов запустим, тем крепче будет Союз.

Учитывая, что структурно экономика Казахстана схожа с экономикой РФ и основана на экспорте углеводородов, то в Москве логично присмотреться к антикризисным программам Астаны.

Белоруссия: ловушка дешёвого рубля и цен на нефть

В гораздо худшем положении оказался глава Белоруссии Александр Лукашенко. Потому как от курса российского рубля прямо зависит доходность бюджета РБ. Дешёвый рубль означает удорожание белорусских товаров, что выводит их в сегмент премиум.

Предложение Александра Лукашенко, озвученное на встрече с правительством, продавать товары в РФ за доллары и евро вряд ли даст экономический эффект, и выручка точно упадёт.

Кроме того, в России рано или поздно придут к ограничению хождения и взаиморасчётов в долларах США — потому что поймут, что биржевые спекуляции есть следствие сверхконцентрации финансового капитала. Поэтому, если сам позволяешь концентрировать на своих биржах долларовые сверхкапиталы, то ты уязвим для биржевых спекуляций.

Так что расчёт с Россией в долларах или евро вряд ли даст Белоруссии хоть какой-то эффект — особенно в среднесрочной перспективе.

Поэтому в Минске надо искать особые методы — как не погибнуть в мировой экономической войне. Правильнее всего было бы вводить расчёт в национальных валютах напрямую — фиксируя цены. Причём делать это, понимая, что при катастрофическом сценарии, может быть, придётся даже вернуться к бартерным схемам.

Вторая проблема, с которой придётся столкнуться Минску, это нефтепереработка. Цены на нефть падают, из-за курсовой разницы уже сегодня бензин в Гомельской области стоит на 30% дороже, чем в соседней Смоленской области. Учитывая, что чистый доход Белоруссии от нефтяного бизнеса — 12% ВВП и более 1/3 валовой добавленной стоимости всей белорусской промышленности, понятно, что никакая продажа сметаны, колбас и носков в Россию за евро эту разницу не покроет.

Третья проблемная зона для Минска в том, что по мере нарастания экономической войны Россия будет сворачивать сотрудничество и торговлю с Евросоюзом. А если EC таки затянут в зону свободной торговли с США, то на западных границах РФ обрушится железный экономический занавес.

Ко всему прочему, ситуация усугубляется тем, что в 2015 году в РБ должны пройти президентские выборы — следовательно, Александру Лукашенко снижение доходов граждан ни к чему.

Как это ни парадоксально, но больше всего заинтересованы в том, чтобы Россия выстояла в первой мировой экономической войне XXI века, ближайшие союзники — Белоруссия и Казахстан. Потому что в случае экономического коллапса в России небольшие 10- и 15-миллионные рынки будут просто погребены. Биржевой финансовый капитал обрушит все связанные с Россией рынки и скупит по бросовым ценам недра и промышленности. И если Казахстан, который сам заключил долгосрочные нефтегазовые контракты с Китаем, ещё сможет выстоять, то Белоруссии, ориентирующейся на торговлю с регионами ЦФО, Москвой и Петербургом, будет сложнее.

Причём значение союзников для самой России также будет сильно возрастать. Потому что для импортозамещения и модернизации будут необходимы технологии и разработки. В условиях торгового эмбарго закупать придётся через евразийских посредников. Плюс, в белорусском случае, можно адаптировать для России готовые инженерно-технические и управленческие решения: от системы государственной торговли до машиностроительных холдингов.

В ходе разрушения биржевой модели экономики РФ неизбежно произойдёт раскол на промышленные и финансовые элиты. В интересах Минска и Астаны — чтобы правящая элита России была представлена именно промышленным капиталом. И в этом интересы России, Беларуси и Казахстана совпадают — следовательно, это и есть интересы Евразийского союза.

Мысли и позиции, опубликованные на сайте, являются собственностью авторов, и могут не совпадать с точкой зрения редакции BlogNews.am.