Отчаяние курдов

По всей Европе и Турции прокатилась волна массовых акций протеста этнических курдов. Но самые масштабные беспорядки произошли в Германии. Столкновения произошли между курдами и выходцами из Чечни. Курды требуют спасения своих соплеменников в Сирии

Вот уже 2 недели название заштатного сирийского городка Кобани, расположенного возле границы с Турцией и населенного преимущественно курдами, мелькает во всех мировых СМИ. Виной этому стало масштабное наступление исламистов на этот город, жертвами которого уже стали несколько сотен курдов (в основном местных ополченцев).

После этих событий волна протестов прокатилась по Европе. В Голландии около сотни курдов ворвались в здание национального парламента и покинули здание лишь после переговоров с местной мэрией. Полусотне их соплеменников удалось на какое-то время занять один из холлов Европарламента в Брюсселе. В Лондоне курды заблокировали терминал аэропорта «Хитроу» и станцию метро Oxford Circus, а в Гамбурге был перекрыт Центральный вокзал. В некоторых случаях не обошлось без насилия.

Также масштабные курдско-чеченские столкновения произошли в немецком городе Цель (курды считают, что в рядах ИГ воюет значительное число выходцев из Чечни). По горной традиции местные представители диаспоры в ожидании второго раунда подтянули в город своих родственников и друзей, в результате чего сам Целль на какое-то время оказался на осадном положении. В итоге конфликт вроде бы удалось погасить (лидер местной курдской общины раскритиковал своих соплеменников за избиение чеченцев и пообещал принести официальные извинения через прессу), однако, не исключено, что аналогичные межобщинные столкновения будут повторяться и в других европейских городах. И если уж европейские власти не в состоянии обеспечить должный уровень правопорядка и заставить иммигрантов жить не по общинным понятиям, а по закону, то у них не остается иного выхода кроме как обозначить курдам свою готовность вмешаться в сирийский конфликт и защитить мирное население.

Немцы уже обозначили эту готовность - в частности, Германия пересылает курдским ополченцам оружие. Однако проблема в том, что курды требуют от европейцев конкретного действия - начала сухопутной операции и ввода войск в Сирию, на что страны Европы пойти не готовы. И дело тут даже не столько в том, что такая операция может стать нелегитимной, ибо ее не авторизует сирийское правительство. И не только в том, что Европе тогда придется идти на открытый конфликт с Ираном. А в том, что на сегодняшний день европейские армии не готовы к настоящей, взрослой наземной войне с мотивированными и вооруженными террористическими армиями. Тотальное превосходство европейцев в области технического оснащения нивелируется целым рядом факторов, прежде всего высоким боевым духом исламистских бойцов (часть из которых верит в джихад, а часть в землю, которую они отобрали у местных христиан и на которой поселились). Кроме того, исламисты имеют боевой опыт, а также готовы к серьезному уровню потерь - в отличие от того же европейского общества, которое после первых же десятков убитых начнет выходить на улицы и требовать «вернуть войска домой». Поскольку в Европе не осталось ярких лидеров, способных действовать вопреки общественному мнению, правительствам придется прервать операцию - и тем самым признать собственное поражение. И поскольку европейские лидеры предвидят такой исход, они не станут начинать операцию.

Другое дело, если они к ней присоединятся. Идеальным кандидатом на роль «локомотива» стали бы Соединенные Штаты, однако Барак Обама сам не намерен втягиваться в конфликт. Как по причине идущей в США предвыборной кампании, так и из-за собственного нежелания возвращать американские войска на Ближний Восток. Теоретически на острие войны мог бы оказаться Иран, однако союз между Европой и Исламской республикой против ИГ невозможен чисто с политической точки зрения. Поэтому единственный оставшийся вариант - Турция. Так, в Париже уже заявили о том, что обсуждают с Анкарой возможность поддержки сирийских курдов. «Мы мобилизуем силы для помощи Кобани...  Происходит подлинная трагедия, и на это необходимо прореагировать», - отметил министр иностранных дел Франции Лоран Фабиус.

Между тем, турецкое правительство само находится в очень непростой ситуации - турецкие курды уже вышли на улицы крупнейших городов страны, требуя от Анкары защитить их соплеменников по ту сторону границы с Сирией. В ряде турецких провинций прокатились массовые беспорядки, кое-где власти даже вынуждены были ввести режим чрезвычайного положения. «Протестующие должны покинуть улицы или ситуация будет иметь непредвиденные последствия. Насилие не останется без ответа», -заявил министр внутренних дел Турции Эфкан Ала.

Однако курды расходиться и не думают - они требуют от Турции ввода войск для спасения соплеменников, и по целому ряду моментов Анкаре лучше бы прислушаться к этой точке зрения. Прежде всего потому, что росту экономики и стабильности Турции вряд ли поспособствует наличие у ее границы террористического государства. Кроме того, если Анкара откажется вводить войска, то не исключено, что турецкие курды сами отправятся на поддержку своих «братьев» в Сирии (по некоторым данным, сотни человек уже отправились).

Для Анкары подобная самодеятельность станет проблемой. Мало того, что курды будут воспринимать ее как предательницу (в Диярбакыре они уже сбросили на землю статую основателя турецкой республики Мустафы Кемаля), так еще и когда-нибудь эти добровольцы вернутся домой, на территорию «предательницы».

«Турция абсолютно не заинтересована в расползании конфликта вокруг ИГ на свою территорию - а это может произойти при активном участии турецких курдов в столкновениях на севере Сирии», - говорит «ЭкспертOnline» российский тюрколог Владимир Аватков. Анкаре не нужно создание курдского братства в этой войне. «Курды, разделенные по языковому, религиозному и клановому принципу способны объединиться только вокруг внешней угрозы», - продолжает Владимир Аватков. Наконец, по словам эксперта, «сама по себе военная операция также может быть интересна правящему в Турции режиму - как для испытания новых вооружений, так и в контексте будущих парламентских выборов».

Однако с другой стороны турецкие лидеры понимают, что само вторжение в Сирию будет иметь для Анкары ряд негативных последствий, которые, возможно, перевесят плюсы операции. Среди них возможное начало войны с сирийской армией (если в Дамаске посчитают, что турецкие солдаты пришли на сирийскую землю воевать не с исламистами, а с правительством Башара Асада), обострение конфликта с Ираном, а также рост во всех арабских странах опасений относительно того, что Турция возобновляет агрессивную политику периода Османской империи и хочет, начав с Сирии, подчинить себе весь Ближний Восток. Если эти настроения будут распространяться (а их поддержат конкуренты Турции в борьбе за ближневосточное лидерство, прежде всего Саудовская Аравия и Египет), то Эрдогану будет еще сложнее исправить все те ошибки, которые он совершил за время Арабской весны. 

Мысли и позиции, опубликованные на сайте, являются собственностью авторов, и могут не совпадать с точкой зрения редакции BlogNews.am.