Премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган завершает половину своей избирательной кампании вкладыванием огромных сил. Напомним, что впервые президент Турции будет избран 10 августа путем прямого всенародного голосования. Гражданам страны предстоит выбирать из трех кандидатов: премьер-министра Реджепа Тайипа Эрдогана, экс-главы Организации исламского сотрудничества Экмеледдина Ихсаноглу и представителя курдской Партии мира и демократии (BDP) Салахаддина Демирташа. Но в информационном пространстве страны доминирует Эрдоган, личный рейтинг которого выше, чем у возглавляемой им партии. Конечно, кандидат в президенты от правящей партии «Справедливость и развитие» в своих выступлениях говорит больше о реальных достижениях страны, увеличении доходов у части населения, повышении качества предоставления услуг и улучшении инфраструктуры.

Турция действительно изменилась, турки перестают себя чувствовать маргинализированным народом, у них растет национальное самосознание, на чем играет Эрдоган, который подает критику действующей власти со стороны международного сообщества «как антимусульманские настроения и заговор с целью предотвращения роста глобального авторитета и влияния Турции». Проблема еще и в том, что в Турции нет сильной оппозиции, она не ведет серьезную дискуссию о перспективах развития страны, и специализируется только на комментировании вбрасываемых время от времени скандальных сюжетов.

Так сначала в газете Taraf, принадлежащей, как утверждают, главному оппоненту премьера богослову Фетхуллаху Гюлену, появились документы и заявление эксперта Центра безопасности энергетики Турции Тугдже Варола, о том, что сын Эрдогана обеспечивает поставки в Израиль по трубопроводу Баку-Тбилиси-Джейхан азербайджанской нефти. Эту «новость» быстро подхватила оппозиция. Глава оппозиционной Народно-республиканской партии (НРП) Кемаль Кылычдароглу заявил, что «если Эрдоган действительно хочет наказать Израиль за вооруженное вторжение в сектор Газа, пусть закроет РЛС НАТО в Малатье, и заставит своего сына не продавать Израилю нефть, которой заправляются военные корабли и истребители».

Ответ Эрдогана последовал незамедлительно. В стране начались массовые аресты сотрудников полиции, которых обвиняют в создании "террористической группировки" с целью осуществления «государственного переворота». Но по факту, как считает газета Hurriyet, большинство из арестованных стражей порядка принадлежит к числу тех, кто принимал участие в конце прошлого года в антикоррупционном расследовании. Все они зачислены Эрдоганом в «гюленисты», обозначены как члены движения "Хизмет", или, как он заявляет, «государство в государстве», которые якобы собирали компромат на высокопоставленных чиновников, занимались незаконным прослушиванием, разглашали конфиденциальную информацию и готовили протестные акции в стране. Но дело в том, что движение Гюлена не имеет четкой структуры и определенной идеологии, поэтому Эрдоган виртуально использует в своих интересах авторитет богослова, чтобы создать в стране ощущение постоянной опасности, заставить обывателя поверить в то, что «Отечество в опасности», и что оно находится «в окружение внешних и внутренних врагов». И чтобы «победить» такого «врага», необходимо изменить политический ландшафт страны, что способен добиться только «новый Ататюрк». Кстати, неслучайно, Эрдоган начал свою предвыборную кампанию с выступления в городе Самсун, откуда Мустафа Кемаль Ататюрк, основатель современной Турецкой республики, начал в 1919 году войну за независимость страны против интервенции Англии, Италии, Франции, Греции (Kurtuluş Savaşı или İstiklâl Harbi). «Мы предпринимаем первые шаги в новое начало», - говорил Эрдоган, выступая перед тысячами ликующих сторонников на массовом митинге в Самсуне.

Но кто сегодня для Эрдогана является внешним врагом? США , которые поддерживают Израиль, что является определенным парадоксом, поскольку Турция не отрекается от прозападной внешнеполитической ориентации и остается членом НАТО. Связкой между внешними и внутренними врагами обозначен Гюлен, хотя сам Эрдоган активно проводит политику исламизации страны. Когда на это указывают оппозиционные партии, подчеркивая целенаправленный отход страны от идеалов Ататюрка и светскости, Эрдоган объявляет их «агентурой Гюлена и Запада». Может быть, Эрдоган опасается, что Гюлен вернется из Пенсильвании в Турцию, и возглавит проамериканскую «цветную революцию»? Как не крути, а Гюлена в стране поддерживает прозападная общественность и фактом является то, что коррупционный скандал в правительстве Эрдогана был раздут во многом благодаря американским и европейским СМИ, что привело к заметному расколу турецкое общество.

В этой связи эксперты указывают на то, что это произошло после того, как появились проблемы в турецко-американских отношениях. Вашингтон недоволен Эрдоганом, тем, что он воздержался от прямого военного вторжения в Сирию. И еще. Некоторые турецкие эксперты пишут, что «если на Украине вызов США принял Путин, то на Ближнем Востоке американцам противостоит Эрдоган».

Но как бы то ни было, даже если Эрдоган и победит на президентских выборах, ему очень долго придется отмываться от «грязи», навешанной на него внешними и внутренними оппозиционными силами. И он , очевидно, осознает такую угрозу, наращивает день ото дня политическое и идеологическое наступление, мобилизует чувства патриотизма, но указывая при этом пока только на виртуальных врагов. Что из этого выйдет - остается лишь дождаться президентских выборов. Впереди еще немало турецких блюд «с острой политической приправой».

Мысли и позиции, опубликованные на сайте, являются собственностью авторов, и могут не совпадать с точкой зрения редакции BlogNews.am.