В Париже прохладно. Может, не так холодно, как в Москве и Питере, но не летней прохладой дышат голубые небеса прекрасной Франции. Рабочие бастуют; поезда задерживаются, настроение у людей не располагает к вакансу – так здесь называют продолжительное время летних отпусков. Геи выходят на свои парады, которые, однако, утратили прелесть новизны и привлекают в основном провинциальную молодежь победнее. Интерес к Украине заметно ослаб – драматические события в Сирии и Ираке затмили Донецк и Киев в глазах французов. Но еще важнее быстро меняющийся расклад сил в Европе.

Ведущие французские партии и руководство страны пытаются отреагировать на ошеломительное поражение, которое они потерпели на выборах в Европарламент. Как вы помните, на этих выборах вперед с большим отрывом рванула партия Национальный Фронт (НФ)  под руководством Марины Ле Пен, которую до сих пор считали партией правых экстремистов и маргиналов. Правящие социалисты не ожидали с этой стороны такого афронта. Они думали, что народу деться некуда – все равно он за них проголосует. Не за них – так за правую коалицию, которая от них мало чем отличается. Но французский народ – как и другие народы Европы – уже давно понял: выборы стали фикцией, у власти меняются те или другие ставленники корпораций, и все проводят одну и ту же политику, хотя слова говорят разные. Поэтому народ проголосовал за новую, внешнюю, силу.

Выборы в Европарламент не сменили правительство - во Франции пройдут парламентские выборы только осенью. За оставшееся время правящие социалисты собираются перенять программу и приемы Национального Фронта, чтобы переманить избирателей. На повестке дня – охлаждение отношений с Америкой, резкий поворот в области иммиграции, гей-политики и молодежи. Могут быть сюрпризы.

Социалисты рассчитывали, что иммигранты будут за них голосовать. Они агитировали за иммигрантов, раскрывали им ворота, боролись с «ксенофобией», то есть с менее, чем восторженным отношением к толпам мигрантов, плевали на то, что коренное население недовольно миграцией. Но мигранты из исламских стран, носители традиционных ценностей, не одобрили стремление социалистов надеть на мальчиков юбочки и разрушить семьи, за социалистов не проголосовали, да и вообще активно в выборах не участвовали. Поэтому социалисты отказались от планов про-мигрантской реформы. Это, конечно, далеко от планов НФ о массовых депортациях, но лиха беда начало.

В области гендерной политики тоже наметился поворот. В прошлом году социалисты продавили закон об однополых браках. Они пренебрегли миллионными демонстрациями противников, и высокомерно взяли курс на полное преобразование традиционных понятий о поле и семье. В школах стали активно преподавать достоинства однополых семей, заставляли малышей приходить в школу в юбочках и скандировать «гомофобы – бяка!» в детских садах. После провала на выборах в Европарламент эти новшества были поспешно отменены. Новый министр образования моментально исключил гендерную программу из курсов школы и детского сада. Гей-парад в Париже прошел, как запланировано, но без подъема, без участия звезд и политиков. Видимо, ювенальная юстиция тоже отойдет в прошлое.

Полное подчинение Америке выходит из моды. Ощущая спиной народное недовольство, прежде покорный президент Франсуа Олланд  демонстрирует свою независимость от Вашингтона. Это касается и России/Украины. Вашингтон требует больше санкций, меньше русского газа, больше расходов на оборону и меньше сотрудничества с Россией. Олланд выступил против новых санкций, защищает продажу вертолетоносца «Мистраль» с его современными технологиями – России. Настоящим «бунтом на корабле» стала речь Олланда в Нормандии – по крайней мере так ее восприняли в Париже, Брюсселе и Вашингтоне.

На праздновании в Нормандии как англо-американские союзники, так и представители Германии даже не упомянули Россию, как будто не ее кровью и силой был взят Берлин. Только Олланд посмел сказать очевидное – не было бы высадки, не было бы победы, если бы не Россия. Это вызвало шок. На французском ТВ вашему колумнисту сказали, что многие французские политики возмущены тем, что Олланд не отменил приглашения Путину. «Претензии надо предъявлять не Путину, а Гитлеру, - ответил я. – Если бы Гитлер не напал на Россию, Россия не участвовала бы в войне, Франция оставалась бы по сей день в составе Третьего Рейха, не было бы высадки в Нормандии, и уж точно не понадобилось бы приглашать Путина. Но Гитлер подвел – затянул Россию в войну, и той пришлось победить. Поэтому без ее президента никак нельзя».

Американцы и американское лобби во Франции негодуют и по поводу «Мистралей». Но и тут Олланд не уступает. Его министр иностранных дел, вчера еще верно служивший Америке, сегодня обвиняет США в провальной политике в Сирии и в Ираке. Не то чтобы он увидел свет истины – Франция остается заклятым врагом правительства Башара Асада, но и с Америкой наметилось охлаждение.

Выбор между врагами – трудная задача. Что хуже – США или банки? Олланд в свое время победил на выборах во многом благодаря антибанковской риторике. Народ Франции, как и прочие народы мира, ненавидит банкиров куда больше, чем иммигрантов; и политик, не боящийся риска, может получить много голосов, пообещав повесить банкиров. Конечно, эти обещания оказываются пустым звуком. Но тут антибанковское начало вступило в конфликт с антиамериканским.

Американцы наложили гигантский многомиллиардный штраф на французский банк BNP-Paribas за деловые отношения с Ираном и Суданом – вопреки американским санкциям. Французы возмутились этим посягательством на свободу бизнеса, тем более, что в результате санкций американские компании вытесняют европейские компании с прибыльных позиций на Ближнем Востоке. Поэтому Олланд оказался в необычной роли защитника банков. Впрочем, французскому банку это не помогло – американцы поставили его на колени.

Россия ждет, когда американцы перегнут палку. Но охлаждение связей Европы с Америкой пока еще не вылилось в кризис. Тонкая политика президента Путина, затянувшего конфликт в Новороссии, не позволила США мобилизовать Европу на борьбу с «восточным диктатором». Идет долгая кампания. Скоро сказка сказывается, нескоро дело делается – хотя все же дела делаются быстрее, чем многие ожидали.

На кону будущее Евросоюза – и там идет непростая игра, которая может вывести Великобританию из этой организации. Английский народ крайне недоволен Евросоюзом, и на выборах в Европарламент проголосовал за ЮКИП – партию выхода из Евросоюза. И вдобавок на этой неделе Европарламент пренебрег просьбами, требованиями и даже ультиматумом англичан, избрав нового главу Еврокомиссии союза - Жан-Клод Юнкера. А если Англия выйдет, то США потеряет важный рычаг влияния на Европу.

Европейские промышленники с ужасом ожидают введения зоны свободной торговли с США. Эти зоны всегда на руку более сильным и более богатым. Если зона свободной торговли Европа-Украина неизбежно разорит Украину, то свободная торговля США-Европа может поставить Европу на колени.

Холодное лето 2014 года может еще привести к горячим последствиям.

Мысли и позиции, опубликованные на сайте, являются собственностью авторов, и могут не совпадать с точкой зрения редакции BlogNews.am.