К Всемирному дню беженцев 20 июня глава ФМС Константин Ромодановский подготовил щедрый подарок. Процедуру упрощённого получения гражданства РФ планируется ещё сильнее упростить для беженцев с юго-востока Украины. Во-первых, несмотря на недавние меры против двойного гражданства, можно будет обойтись без подтверждения об отказе от украинского паспорта. Российский паспорт выдадут и так. Во-вторых, экзамен по русскому языку будет проводиться на льготных условиях — нужно будет лишь продемонстрировать бытовой уровень владения языком. Скорее всего, специальных комиссий для этого даже формировать не станут. В-третьих, квалификация ряда специалистов, в первую очередь врачей, будет признаваться автоматически. Также в регионах будут расширены квоты на получение статуса временно проживающего в России. Этот статус даёт право работать, получать пособие и страховку.

Отметим, что упрощённое получение гражданства — это часть госпрограммы по содействию переселению соотечественников, проживающих за рубежом. Программа буксовала почти всё время своего существования и в связи с этим не раз модернизировалась. Определённый прогресс удалось достичь. По данным ФМС, с начала реализации госпрограммы в 2007 году в Россию переселилось около 189 тысяч соотечественников, из них 127 тысяч — с 2012 по начало 2014 года. В связи с украинскими событиями процесс пошёл ещё активнее. По состоянию на середину мая регионы России приняли 26,5 тысяч человек. Тогда же, месяц назад, ФМС прогнозировала переезд более 60 тысяч к концу 2014 года при сохранении таких темпов переселения.

Собственно, уже понятно, что на сохранение темпов рассчитывать не приходится. За последние сутки поток въезжающих в Россию вырос на 5 тысяч человек. Какие цифры будут зафиксированы к концу года, трудно представить, но они явно будут уже шестизначными. Разумеется, подавляющее большинство этих людей решит остаться в России либо как граждане, либо с разрешением на временное проживание, а не возвращаться на Украину через 90 дней.

Сейчас сосчитать общее количество беженцев в России не смогут ни СМИ, ни чиновники. По данным ООН, всего Украину покинуло 10 тысяч беженцев. По данным МЧС, беженцев 19 тысяч, из них почти 11 тысяч приютили родственники и знакомые. По данным ФМС, за статусом беженца обратились 4 тысячи украинцев — отметим, на конец марта их была 1 тысяча. То есть лишь 20% прошедших приёмные пункты МЧС подали заявление в ФМС. А сколько людей вообще проигнорировало белые палатки? Русско-украинская специфика в действии — люди в основном надеются скоро вернуться домой и едут сразу к родственникам, хотят переждать войну у них. В очередь за супом встают только те, кому бежать некуда. Однако в России многие ориентируются недостаточно хорошо, и это даёт нам шанс оценить реальное положение дел. Из всех новоприбывших, кто обратился за какой-либо консультацией в ФМС, о предоставлении убежища попросили даже не 20, а 10%. Но даже если они стараются оформлять разрешение на работу, это по-прежнему беженцы, лишённые дома.

Таким образом, разница между официальной и реальной цифрой вполне может составлять один порядок. Косвенно это подтверждают данные правительства Ростовской области: за прошедший месяц в Россию через их область въехало и не вернулось назад более 70 тысяч человек, из которых около 5 тысяч остались в области, а остальные проследовали вглубь России. При этом динамика растёт взрывообразно — свыше 13 тысяч украинцев прошли через ростовскую таможню за одни последние сутки. А ведь есть ещё Курская, Белгородская, Воронежская, Брянская области, где происходит то же самое.

Выходит, порог в первую сотню тысяч беженцев мы вот-вот пройдём, если ещё не прошли. Большая часть этой группы осела у родни и не регистрируется. Однако в течение 90 дней им придётся обратиться в ФМС либо за российским паспортом, либо за разрешением на временное проживание, и через три-четыре месяца мы получим первые реальные цифры.

За это время пункты временного размещения беженцев должны быть уже налажены. Людям должен быть обеспечен хотя бы минимальный комфорт, питание, медицинское обслуживание, а также возможность подавать заявления органам власти прямо в месте проживания, а не в близлежащих городах. На это Ростовской области выделяется 240 миллионов рублей. МЧС и армии явно пригодится опыт массового и быстрого возведения жилищ, полученный во время наводнения на Дальнем Востоке. Через три месяца наступит сентябрь, дети должны пойти учиться. Школы и вузы беженцам пообещал спикер Госдумы Сергей Нарышкин. Как будет решаться вопрос с поступлением без российского ЕГЭ, пока сказать тяжело, со средним образованием проще — в отдельных районах удаётся решать эту проблему за счёт восстановления сельских школ, где есть свободные места, но может не хватить учителей.

К сожалению, пока ничто из этого не гарантирует, что Россия сможет полностью справиться с притоком беженцев в этом году. Люди бегут либо на запасные аэродромы к родственникам, либо куда глаза глядят из зоны боевых действий. Ни голод, ни тотальное обнищание, ни прочие последствия договора с МВФ и разрушения экономики ещё не вступили в силу, центральная Украина пока сидит на месте. Многие жители Донбасса остаются в зоне боевых действий, потому что им совсем некуда бежать. Основной поток беженцев может оказаться ещё впереди, а пункты МЧС способны принять людей на несколько дней, дать им ночлег, горячее питание и врачебную помощь, но не более того. Основная проблема — дальнейшее расселение по России. Увеличение квот частично решит проблему с работой и жильём, но лишь частично.

Поэтому, как всегда, мы призываем читателей проявить человечность и при возможности поселить к себе на дачу или в пустующую комнату беженцев с Украины. «Гуманитарная миссия Славянска, Краматорска, Горловки, Донецка и ряда мелких населённых пунктов в районе этих городов» обещает наладить после 20 июня сайт с информацией, где будет указано, как это можно сделать.

 

Мысли и позиции, опубликованные на сайте, являются собственностью авторов, и могут не совпадать с точкой зрения редакции BlogNews.am.