После известных событий, вызвавших ухудшение отношений между ЕС и Россией, Европа с удвоенной энергией и при американской моральной поддержке (так как сразу выяснилось, что собственно газа — не дадут) стала искать альтернативные российским поставки голубого топлива. Но с этим не заладилось — по всем балансам и прогнозам получалось, что альтернативы этой нет.

Последняя надежда — на Японию

От отчаяния европейцы вспомнили про Японию. Напомним, что после аварии на АЭС «Фукусима» эта страна постепенно остановила все свои атомные реакторы. Что во многом поддержало цены на спотовом рынке СПГ на рекордных уровнях — котировки здесь в последние годы часто превышают и цены на нефть (в пересчёте на энергетические единицы). Но сможет ли Япония выпустить заметные объёмы СПГ на мировой рынок?

Сначала посмотрим, как изменялись закупки СПГ Японией в последние годы:

Из приведённой динамики видно, что спрос на СПГ (находящийся изначально на уровне 70 млн тонн в год) снизился в кризисный 2009-й, в 2010 году произошло некоторое восстановление — до уровней 2008 года. Дальше — март 2011 года, авария на АЭС «Фукусима», постепенный вывод всех атомных станций из эксплуатации. И — наращивание поставок СПГ.

Как понятно из рисунка, закрытие всех АЭС оказалось эквивалентно дополнительным примерно 20 млн тонн СПГ в год (или — 38 млрд кубометров). Так что, даже если гипотетически все они высвободились бы, то проблемы Европы всё равно не решатся. Для сравнения, весь российский экспорт в Европу в прошлом году составил 161,5 млрд кубометров.

По углю колебания спроса в указанный период были незначительные, так что основной вклад в компенсацию выпадающей атомной генерации внёс именно природный газ.

И вот последние полгода начались разговоры о том, что Япония будет перезапускать часть своих АЭС. Планы эти хотели реализовать уже к лету, но сейчас ясно, что так быстро этого сделать не удастся. Генераторы, у которых в энергобалансе раньше были АЭС, уже не надеются, что в августе (когда ожидается пиковый спрос) их атомные станции будут запущены, и срочно ищут на рынке замену этим мощностям.

В строй вернётся треть станций

Но главное — что возвращены в строй будут далеко не все АЭС. По экспертным оценкам, Япония сможет перезапустить только третью часть всех своих реакторов.

Изначально, до землетрясения и вызванного им цунами, в Японии работали 54 блока, которые давали около 30% всей электрогенерации страны. Шесть из них были закрыты навсегда. Для оставшихся 48 станций аналитики, на которых ссылается Reuters, видят следующее распределение: 14 из них при определённых условиях могут быть запущены, для 17 — сохраняется неопределённость, а другие 17 — уже никогда не будут включены. То есть даже после частичного запуска (если он всё же состоится) АЭС будут выдавать для Японии уже не 30, а около 10% энергии.

Соответственно, газа — по крайней мере, в среднесрочной перспективе — высвободятся не все 38 млрд кубометров, а около 12 млрд кубометров. Так что вопрос со спасительным «японским» СПГ для Евросоюза, да и с падением цен на этот вид топлива — можно закрыть. Особенно на фоне пробуксовки многих СПГ-проектов по всему миру.

Как ещё один косвенный признак, подтверждающий эти соображения, можно рассматривать стратегию Tokyo Gas — крупнейшего в Японии поставщика электроэнергии для городских нужд. Эта компания планирует в два раза увеличить свои мощности ТЭС, работающих на газе, а также расширить угольную генерацию. Как и в ЕС, для снижения расходов компании вновь обращаются к углю. В феврале спрос на уголь со стороны десяти крупнейших генераторов вырос почти на 15% по сравнению с годом ранее и оказался рекордным для этого месяца.

Но интрига с японским СПГ не ограничивается указанными выше сюжетами. У неё есть ещё как минимум одно измерение — связанное с собственно закупками сжиженного газа Японией.

Если вновь обратиться к рисунку, то видно, что основная часть дополнительного спроса на СПГ пришлась на краткосрочные контракты и спотовые закупки. Это и понятно, так как решения по выводу АЭС принимались быстро, а долгосрочные контракты готовятся долго. Но закупки на спотовом рынке обходятся намного дороже и не так надёжны. Поэтому Япония, конечно, заинтересована в долгосрочных контрактах. Тем более что ей, как и многим другим странам, вскружил голову американский «сланец».

Сейчас японские компании выжидают, пытаясь понять, сколько АЭС будет в результате перезапущено, и, соответственно, сколько дополнительного газа им придётся закупать в любом случае. Чтобы перевести эти объёмы из краткосрочных контрактов в долгосрочные.

Американский СПГ для Японии: интрига сохраняется

Как представляется, в ближайшие месяцы это станет более или менее понятно, а компании столкнутся с необходимостью уже заключать обязывающие контракты, а не различные соглашения о намерениях. Но для этого необходима уверенность в том, что американский СПГ действительно попадёт на японский рынок. Планов у японских компаний по американскому «сланцевому» СПГ громадьё, но вот будут ли они реализованы?

С первого строящегося завода этой стране ничего не перепадает. Но вот с первоочередного претендента на новую, вторую «отмашку» для экспорта — Freeport LNG — в Японию намечены заметные объёмы — по 2,2 млн тонн (каждая) оттуда хотят завозить Osaka Gas и Chubu Electric.

Но пока выдача разрешения для этого производства под разными предлогами всёоткладывается и откладывается. Сейчас цены в США вплотную приблизились к отметке 5 долл. за млн БТЕ, нужно заполнять хранилища после холодной зимы, поэтому общественное мнение скорее против экспорта. С предложением не увлекаться экспортом к администрации Обамы обратились 22 сенатора, отметив, что рост внутренних цен приведёт к дополнительным расходам для промышленности и домохозяйств в 60 млрд долларов каждый год.

Тем не менее, Freeport LNG, скорее всего, получит разрешение. Кстати, Osaka Gas и Chubu Electric намерены инвестировать и в сам завод по сжижению — 600 млн долл. каждая. Но 4,4 млн тонн в год — явно недостаточно для Японии, чтобы компенсировать «новые» поставки в 20 млн тонн в год.

С других проектов японские компании тоже хотят закупать газ, но их реализация вызывает ещё больше вопросов. Наиболее важный здесь для Японии — Cameron LNG (есть разрешение DOE, но нет разрешения FERC).

Три японских компании — Mitsui, Mitsubishi и NYK — станут владельцами 33,2% этого завода по сжижению. Кроме того, Mitsui и Mitsubishi планируют сжижать на этом заводе по 4 млн тонн газа каждая в течение 20 лет, то есть ещё 8 млн тонн в год.

И, к примеру, Tohocu Electric уже договорилась покупать у Mitsubishi 0,3 млн тонн в год СПГ с 2022 года (поставки именно с Cameron LNG). С других будущих терминалов тоже запланированы объёмы в Японию: например Kansai Electric планирует импортировать 0,8 млн тонн в год с Cove Point.

Но время поджимает, а окончательных решений нет. Здесь появляется ещё одна проблема. Японские компании хотели бы покупать газ для сжижения не с открытого рынка, а сжижать американский газ собственной добычи. Для этого та же Osaka Gas готоваинвестировать 200–300 млн долларов в американские проекты по добыче. Но смысл для неё в этом есть, если СПГ действительно будет разрешено экспортировать. Тем временем цены на газ в США растут, а значит, увеличится и стоимость активов по добыче сланцевого газа. Так что приходится торопиться и здесь.

Времени не остаётся, неопределённость сохраняется, а США всё кормят «завтраками» про Freeport LNG — уже около года. В сложной ситуации находятся и сами Штаты. С одной стороны, они хотят в полной мере сохранить своё политическое влияние и даже пытаютсявтянуть Японию в совместную борьбу с Россией и Китаем. Но по СПГ пока — одни обещания, которыми сыт не будешь. И в этих условиях Япония вновь рассматривает возможность наращивания российских поставок.

Куда пойдёт сахалинский СПГ?

Напомним, что Япония покупает основную часть газа с действующего российского завода СПГ «Сахалин-2» (около 8–8,5 млн тонн из 10 млн мощности). На перспективу Россия может предоставить ещё до 15 млн тонн СПГ в год, то есть фактически закрыть дефицит газа.

Во-первых, это будущий завод СПГ «Роснефти» (5 млн тонн в год), который уже нацелен на Японию, предварительные контракты подписаны с японскими Marubeni и SODECO. Во-вторых, это газпромовский «Владивосток СПГ» (10 млн тонн в год).

Частично газ с «Владивосток СПГ», вероятно, пойдёт в Индию, где у газпромовской «дочки» уже есть договорённости о поставках СПГ. Но большую часть оптимально продать в Японию. Тем более что здесь и небольшое транспортное плечо. Как вариант — остаётся Южная Корея, но там объёмы будут нужны поменьше, да и пока Корея тоже засматривается на американский газ. А в Китай российский СПГ лучше не продавать — чтобы у КНР было больше стимулов покупать трубопроводный газ.

В настоящем материале мы, правда, не анализировали долгосрочные контракты, а часть из них закончатся, и не до конца ясно, будут ли они возобновлены. Но, с другой стороны, Япония уже закупает дополнительные объёмы и у своих старых контрагентов — Катара, готовятся поставки с новых заводов Австралии.

Подытоживаем. На что интересно обращать внимание в ближайшие месяцы: во-первых, это сроки и объёмы перезапуска АЭС. Во-вторых, разрешения на экспорт американского СПГ в проектах, ориентированных на Японию. В-третьих, возможные новые договорённости о российских поставках СПГ. Комбинация этих трёх факторов определит, в какой мере и в каких пропорциях Япония будет зависеть в своих газовых поставках от США и России.

Мысли и позиции, опубликованные на сайте, являются собственностью авторов, и могут не совпадать с точкой зрения редакции BlogNews.am.