В день рождения Владимира Ленина вице-президент США Джозеф Байден побывал в Киеве.

Визит Джозефа Байдена в Украину, где его принимали с наивысшими почестями (и даже усадили на место президента), можно расценивать как компенсацию за разочарование Киева итогами женевских соглашений, считает Геворг Мирзаян на странице журнала «Эксперт».

Он встречался с и.о. президента страны Александром Турчиновым, а также раздал ряд обещаний. Среди них -обязательство выделить Украине $50 миллионов на проведение реформ, поддержка вооружённых сил, помощь в восстановлении единства страны, а также уменьшении её зависимости от поставок российского газа.

Несмотря на крайне позитивное освещение этого визита со стороны проправительственных СМИ Украины, Киев должен быть скорее разочарован его итогами. Особенно в свете женевских соглашений, где США фактически бросили Киев и даже не смогли провести в итоговый текст меморандума пункт о гарантиях территориальной целостности Украины.

Украинцы должны быть недовольны и финансовыми аспектами визита. $50 миллионов - это не та сумма, которую преддефолтная Украина ждала от своих американских патронов (напомним, Вашингтон несколько раз угрожал Украине помощью в $1 млрд – ред.). Столь скромный объём, вероятно, объясняется сомнением Капитолия в возврате выданных Киеву средств, или же в целевом их расходовании. «Среди руководства Украины достаточно людей с сомнительным прошлым. Все понимают, что тут либо должен быть абсолютный контроль за этими деньгами, либо эти деньги будут разворовываться», - говорит директор украинского филиала Института стран СНГ Денис Денисов.

А деньги Украине нужны - страна находится в кризисном состоянии, и на фоне скупости (расчётливости? – ред.) ЕС и США получается, что просить их можно будет только у России. Можно, правда, заработать несколько миллиардов долларов на продаже украинской ГТС США и ЕС (и.о. премьер-министра страны Арсений Яценюк ещё раз обозначил эту возможность на переговорах с Джозефом Байденом), однако, в этом случае Украина потеряет серьёзный рычаг давления на Москву, без которого просить денег будет довольно затруднительно.

В целом же женевские соглашения и визит Байдена являются свидетельством того, что США постепенно отступают от Украины, кризис в которой перестал быть управляемым и не служит американским интересам. Или же, по крайней мере, Вашингтон отходит от принципиальной антироссийской линии в украинском вопросе. «Какая разница для США, чей флаг будет развиваться над клочком земли, находящимся в тысячах километров от нас», - говорит один из известных американских либертарианцев Рон Пол.

Конечно, далеко не все политики, политологи и общественные деятели в США согласны с таким подходом - некоторые требуют до конца стоять за Украину и вводить новые санкции в отношении Москвы. «До переговоров в Женеве США должны были ввести третий раунд санкций – на этот раз против таких финансовых учреждений, как «Газпромбанк» и «Сбербанк», - уверяет президент организации Freedom House Дэвид Крэмер. - При этом санкции стоило и всё ещё стоит ввести в отношении приближённых к Владимиру Путину людей: Игоря Сечина, главы крупнейшей нефтяной компании «Роснефть», Алексея Миллера, руководителя «Газпрома», Сергея Чемезова, главы компании «Рособоронэкспорт», а также контролируемых ими компаний. Если бы Запад – или, по крайней мере, США, ввели еще один раунд серьёзных санкций перед женевскими переговорами, Путин находился бы в «позиции обороны», а не относительной силы». Некоторые даже говорят о возможных санкциях лично против Владимира Путина.

Однако, администрация Обамы, по всей видимости, уже выбрала курс на деэскалацию. Налицо достаточно трезвый расчёт - в Вашингтоне видят, что не могут помешать Владимиру Путину защищать российские интересы в Украине без втягивания в серьёзный конфликт с Россией (который крайне невыгоден для США). При этом, чем дольше продолжается конфликт, тем больше сомнений в решимости США возникает у американских союзников и противников по всему миру.

В частности, у Китая усиливается желание протестировать американскую решимость в тайваньском или японском вопросе. В этой ситуации, вероятно, наилучшим решением для США будет заключение компромиссного соглашения с Москвой и Брюсселем о разделе влияния в Украине. США вряд ли смогут в дальнейшем использовать Украину (или то, что образуется на её месте) для создания управляемых конфликтов между Россией и ЕС, однако избегут при этом более серьёзных для себя последствий.

Между тем, на пути к компромиссу есть ряд препятствий. Прежде всего, это вопрос статуса России. Далеко не все в Соединённых Штатах готовы признавать, что Москва больше не проигравшая сторона в холодной войне, по отношению к которой можно вести политику исходя из древнего принципа «горе побеждённым». За прошедшие 20 с лишним лет Россия провела модернизацию и восстановила свою экономику. Да, она не может претендовать на статус сверхдержавы (в условиях нынешнего мира ядерного оружия для этого явно недостаточно), однако, является при этом крепкой региональной державой. У которой, как и у любых других подобных держав, есть своя сфера интересов, и Москва требует, чтобы их уважали. В данную сферу входит не только Украина, но и ряд других сопредельных с Россией государств, и в Кремле хотят, чтобы американцы признавали российские интересы и в этом направлении.

Основным же препятствием на пути достижения компромисса является отсутствие доверия между сторонами. Американцы не знают, как далеко готова Москва пойти в украинском вопросе. Они, вроде как, согласились на возвращение Крыма в состав России, перенеся красную линию с вопроса «недопущения проведения референдума в Крыму» на позицию о недопущении дальнейшей эскалации ситуации на юго-востоке.

Москва ясно дала понять, что с этой позицией согласилась, однако вскоре вспыхнул бунт в юго-восточных областях, и американцы посчитали, что за ним стоит Кремль. «Мы желаем, чтобы Россия не поддерживала людей, которые прячутся за масками и одеты в военную униформу, а также захватывают административные здания на востоке государства», - заявил Джозеф Байден.

Даже если они неправы, и Донецк с Луганском восстали самостоятельно, Россия, тем не менее, воспользовалась этой ситуацией для продвижения своих интересов в Украине и приобретения дивидендов от такого развития событий. Не убирая войска с границы и не дезавуируя разрешение, выданное Советом Федерации РФ Владимиру Путину на введение войск на украинскую территорию, Москва требует от Киева немедленно прислушаться к юго-востоку страны и пойти на федерализацию с передачей широчайших полномочий регионам. У американцев нет никакой уверенности в том, что Россия не использует эту федерализацию для дальнейшего развала Украины и аннексии ее юго-восточной территории вплоть до Одессы (а в перспективе - и центральной Украины, включая Киев).

Россия же не доверяет любым соглашениям с американцами - слишком часто Вашингтон их нарушал. Именно поэтому в Кремле с подозрением относятся к заключению договорённостей с Соединёнными Штатами, которые будут подразумевать сохранение равнозначного влияния обеих стран на Украину. Некоторые российские политики и политологи предпочитают рассматривать конфликт за Украину как игру с нулевой суммой, что, безусловно, лишь обостряет российско-американские отношения.

Мысли и позиции, опубликованные на сайте, являются собственностью авторов, и могут не совпадать с точкой зрения редакции BlogNews.am.