Обращает на себя внимание, что на фоне очевидно непростых отношений между Москвой и засевшим в Киеве «суррогатным» руководством российско-украинское взаимодействие в газовой сфере по-прежнему остаётся достаточно конструктивным — по крайней мере, насколько это возможно в сложившихся условиях.

Да, долг так и не выплачен (денег-то нет). Но, с одной стороны, Киев его признаёт, с другой стороны — Москва идёт на отсрочки. Кроме того, на Украине согласились с отменой скидки (той, которая была предоставлена в декабре Януковичу в обмен на интеграционные инициативы). И ожидают возврата цен с 268 долл. за тыс. кубометров (такая цена просуществовала лишь один квартал) до прежнего уровня — 400 долл. Более того, Арсений Яценюк негласно признал отмену ещё одной, более ранней скидки (на основе Харьковских соглашений, предоставленной в обмен на базирование в Крыму Черноморского флота), заявив, что цена российского газа для Украины может составить 500 долл. за тысячу кубометров. И что альтернативы нашему газу пока нет. А если не брать во внимание заявления радикалов о готовности взрывать транзитные газопроводы, то и транспортировка газа в ЕС идёт в штатном режиме.

 Причины всего этого понятны. Евросоюз особо заинтересован в стабильной работе ГТС и транзите. Во-первых, чтобы не было перебоев с газом. А во-вторых, чтобы у Москвы не было дополнительных аргументов в пользу строительства «Южного потока». При этом получившие сейчас рычаги управления силы на Украине в значительно большей степени боятся окрика из ЕС, по сравнению с тем же Януковичем. Поэтому, как ни парадоксально, пока российско-украинские отношения в газовой сфере выглядят чуть ли не лучше, чем при старой власти.

Но газ для Украины — это не только топливо для населения, но и сырьё и энергия для промышленных предприятий. Все разговоры о неплатежах со стороны населения (отчего якобы у «Нафтогаза» нет денег) — это внутренние дела Украины, так как на коммунальные нужды хватает и собственной добычи. Конечно, платить придётся. Ведь заводы работают, продукция продаётся, в том числе и на экспорт. А предоставлять бесплатно газ для обогащения украинских олигархов «Газпром» вроде как не подписывался.

Поэтому неудивительно, что ждать оплату неограниченно долго «Газпром» не может, и в какой-то момент будет вынужден перекрыть поставки на Украину. Начало следующего квартала, 1 апреля, как представляется, может стать очередным «дедлайном». Пострадает ли транзит или он сохранится в полном объёме без несанкционированных изъятий газа со стороны Украины — вопрос открытый.

Но ситуация на самом деле несколько более сложная и запутанная. Дело в том, что в летние периоды Украина почти полностью обходится газом собственной добычи, закупая минимальные объёмы российского топлива. То есть, расплатившись (или договорившись об отсрочке) по нынешнему долгу, Украина до осени-зимы фактически может не накапливать новый долг, обеспечивая одновременно спокойный транзит в Европу. Но за этим видимым спокойствием кроется проблема.

Уже в ближайшее время должна начаться закачка газа в подземные хранилища (ПХГ), без чего бесперебойное снабжение Европы газом зимой невозможно. Точнее, мощности ГТС без использования хранилищ не хватит одновременно и на Украину, и на ЕС.

По договорённости, закачку этого транзитного газа в ПХГ обеспечивает «Нафтогаз» (разумеется, этот газ к нему «вернётся»: зимой топливо поднимается из хранилищ для Европы, а взамен «Нафтогаз» забирает топливо для себя на восточной границе). Но «Нафтогаз» в таком случае должен уже сейчас оплатить это топливо. А денег нет. Подобные проблемы были даже прошлым летом, когда ситуация была не в пример лучше. Таким образом, ближе к осени трудности могут быть двойные.

Во-первых, Украине самой понадобятся значительные поставки, и если оплаты за них не будет, то — новые перекрытия, отбор транзитного газа и т.д. Во-вторых, недостаточные запасы в газовом хранилище, что приведёт к физической невозможности обеспечения топливом в полном объёме одновременно и Украины, и ЕС. Даже в том случае, если у всех сторон будет полное взаимопонимание. Сейчас, как известно, украинские ПХГ практически пусты, то есть остался только буферный (технологический) газ, который нельзя (точнее, очень нежелательно) трогать. Да и не время отбирать хоть какой-то газ, когда наступает пора закачивать.

Всё это понимают и в «Газпроме», и на Украине, и в ЕС. Хотя в идеале закачку нужно начинать в апреле, два-три месяца в запасе пока есть. За это время на Украине многое может поменяться. На таком фоне ожидаем новых консультаций между «Нафтогазом» и «Газпромом», которые, как представляется, всё же должны состояться. Недавние, как известно, отменились из-за внезапного ареста в Киеве главы «Нафтогаза» Е. Бакулина, намеревавшегося выехать в Москву на переговоры.

 

Мысли и позиции, опубликованные на сайте, являются собственностью авторов, и могут не совпадать с точкой зрения редакции BlogNews.am.