В недавнем обзоре основных тенденций прошедшего года мы осознанно не стали обсуждать сланцевую добычу, так как она заслуживает отдельного комментария. Здесь же можно подвести хотя бы промежуточные итоги. Хотя они и будут выглядеть несколько противоречиво.

С одной стороны, очевиден успех сланцевой добычи в США. Когда «сланец» в США составляет уже около половины американской (или российской — они примерно одинаковы) газодобычи, можно ли говорить о «пузыре»? А суммарная стагнация газовой добычи в США обусловлена отсутствием дополнительного спроса, при этом рост сланцевой добычи компенсирует падение на традиционных месторождениях. По нефти, где США остаются импортёром, также видим быстрый рост, который ещё на несколько ближайших лет фактически предопределён.

С другой стороны, очевиден и провал сланцевых начинаний во всём мире, за исключением Северной Америки (то есть США и Канады). Мы уже обращали на это внимание и постараемся в дальнейшем отслеживать эти сюжеты. Активно обсуждаемый сейчас шестикратный рост сланцевой добычи в Китае по итогам прошедшего года обусловлен эффектом низкой базы. В абсолютных значениях — это всего 200 млн кубометров газа (менее 0,2% всей китайской добычи). И сохранить такие темпы роста на будущее не удастся. Ещё хуже — в Польше. Вот совсем свежие новости:  прогресса нет, производительность скважин низкая даже на лучших участках. Обвиняют, правда, в этом бюрократические препоны. Потихоньку приступает к добыче Австралия, но там всё выглядит хуже, чем в США. Определённые надежды любители сланцевой добычи связывают с Аргентиной — посмотрим, что будет там.

За этот год мы писали о сланцах разное — и условно «за», и условно «против», ведь сюжет очень многофакторный. Отчасти эволюционировало и собственное понимание. Более того: в декабре было представлено два совместных с нашим новым автором материала, возможно, ключевых для среднесрочного прогноза американской добычи.

Один из них — анализ темпов роста добычи на основе данных по темпам бурения и снижения продуктивности существующих скважин. Здесь виден запас прочности по добыче на ближайшие годы, даже если экстраполировать текущие тенденции самым консервативным способом.

Второй — скорее, мини-исследование об энергорентабельности добычи. Которую сложно посчитать абсолютно точно, но сама по себе она важнее экономической рентабельности, так как финансовые показатели часто являются предметом манипуляций.

Из этих оценок получается, что энергорентабельность добычи даже с учётом возможно неучтённых деталей выглядит очень неплохо, а значит, никакого «пузыря» здесь нет. Но всё это, повторимся, а) для США, б) для находящихся сейчас в разработке месторождений США. И ясно, что сначала для добычи были выбраны лучшие.

К сожалению, читатель часто любит слышать только то, что хочется. А нашему зачастую хочется слышать, что у «сланца» — проблемы. Поэтому «на ура» воспринимались материалы, где сланцевая добыча скорее критиковалась. И очень неоднозначно — те, где обсуждались успехи. Ещё раз хочется обратиться к читателю:  давайте не будем всё красить в чёрно-белое или прятать голову в песок. Тем более что и наши традиционные нефть и газ как минимум на достаточно длительную (а возможно и на неограниченную) перспективу вполне себе окажутся востребованы. И цена останется высокой.

Но возвращаясь к нашей теме. Итак — американский сланец не пузырь, и в среднесрочной перспективе всё будет с ним в порядке. Если всё так хорошо, то, может быть, успокоиться, изредка посматривая на динамику добычи? Не тратить на это время и силы?

Нет, лучше потратить. Ведь по-прежнему остаются два вопроса.

Во-первых, что будет в США в диапазоне 5+ лет по нефти и 10+ лет по газу. Не закончатся ли лучшие участки (т.н. «sweet spots»), где добыча сейчас выгодна и экономически, и энергетически? С большой вероятностью это произойдёт в случае нефти, в случае газа — сохраняется неопределённость.

Во-вторых, что будет в мире. Ясно, что тот же Китай обязательно будет пробовать сланцевую добычу даже в порядке эксперимента (ведь с таким уровнем энергетической зависимости, как вскоре ожидается в КНР, будешь пробовать любые варианты). Возможны успехи и в других регионах. Да, это будет маржинальная добыча. Это, однако, не отменяет, что и её успехи и влияние на рынок необходимо всё же оценивать.

При этом сейчас из США идёт просто «вал» статистики, исследований, научных работ на тему сланцевой добычи. Всё, конечно, даже просмотреть невозможно. Но столь подробные данные о сланцевой добыче мы не получим в дальнейшем ни из одной страны мира (особенно — из Китая). Анализируя перспективы добычи в той или иной стране, придётся опираться на отрывочные сведения. Поэтому выстроить хоть какую-то реальную картину из этих сведений будет проще как раз на основе «разобранного примера» в виде США.

Начнётся ли разворот в самих США и если да, то когда — сказать сейчас не могут даже непосредственные участники процесса. Что это — передышка на 5–10 лет или главная составляющая начинающегося «газового века», пусть даже в масштабах одной страны? Нужно следить и пытаться понять происходящие процессы. Простого решения и быстрого ответа в ту или иную сторону нет. Быть может, это и есть главный вывод прошедшего года в том, что касается сланцевой добычи.

 

 

Мысли и позиции, опубликованные на сайте, являются собственностью авторов, и могут не совпадать с точкой зрения редакции BlogNews.am.