kilikia03

Вчера у Андрея Макаревича был ДР- 60 лет! Его у нас очень любят, на его песнях выросло не одно поколение. И думаю, еще и воспиталось. И вот вспомнился мне его приезд в Армению в июне 2009 года, когда он решил поддержать наш уникальный парусник "Киликия"-"первенца" армянского независимого мореплавания. Кораблю нужен был дом-точнее музей, в котором он бы хранился. И Макаревич приехал в Ереван, чтобы спеть, для тех "кто в море", ну и на суше ))  На данный момент "Киликию" перевезли на озеро Севан, где она обслуживает туристов. Конечно же, это бизнес-проект, однако в нем есть и культурно-историческая составляющая. Ступившему на палубу «Киликии» пассажиру рассказывают, что это за судно, какого века, какие славные морские традиции имели наши предки и так далее. И обязательно полушутя добавляют: не зря же мы сегодня мечтаем об Армении от моря до моря.

kilikia02

А кому интересны подробности приезда Макаревича в Ереван, могут заглянуть под кат.

kilikia04
Я очень люблю свой город... Но в тот день я его стала любить еще больше (если это вообще возможно). У Матенадарана высилась “Киликия”: уже почерневшая от солнца и дождя, с колыхающимися потрепанными старинными штандартами Древней Армении, но все такая же прекрасная и гордая. Казалось, что вот-вот, и она вновь раскинет паруса, развернется и поплывет по улицам родного города. А к ней все шли и шли люди: дети, подростки, молодежь, взрослые, известные деятели культуры и многие другие. И всех их сюда привели общая идея, общая озабоченность и общее желание что-то сделать для ставшего уже символом независимой Армении корабля. Там, у Матенадарана, мы все снова были вместе и вновь доказали, что, если мы едины, то нам по силам сделать самое невозможное: “вспомнить”, что у нас когда-то была Армения “от моря до моря”, построить средневековый корабль, повторить на нем древний путь киликийских мореплавателей. А теперь осталось самое малое - спасти “Киликию”: вот уже третий год судно находится под открытым небом, постоянно меняя свою “дислокацию”, и “ждет” решения вопроса о создании своего “дома” - морского музея.
Не дать ей погибнуть и помочь обрести приют и покой (нам и нашим потомкам на гордость, всем на удивление) - вот суть акции, развернувшейся в поддержку парусника, инициированной в минувшую субботу создателями судна, членами клуба “Айас”, их друзьями и единомышленниками - всеми, кому небезразлична судьба нашего культурного и исторического наследия.

В поддержку же этой акции к нам и приехал легендарный рок-музыкант и большой друг “Киликии” Андрей Макаревич. Удивляться особенно не надо, поскольку кому как не человеку, который пел “Я пью до дна за тех, кто в море, за тех, кого любит волна...”, встать в один ряд с защитниками армянского корабля. Высокий стул, гитара, любимые песни в исполнении музыканта (так, по его собственному признанию, “на зрителя он не выходил лет десять”) и ответы на вопросы: почти два часа публика (не только журналисты) общалась со своим кумиром, вместе с ним пела и бурно аплодировала. А “виновница” всего этого величаво помахивала своими флагами, и казалось, ей нет до этого никакого дела: свою миссию она выполнила - прошла под парусом вокруг Европы, посетив 62 порта в 25 странах. За два года плавания великое множество людей в разных странах узнали о яркой истории армянского мореплавания и нашей стране в целом. Теперь дело за нами.

“Рецепт” спасения от главного российского кулинара, исследователя морских глубин и рок-легенды прост: “Тут надо быстро действовать, потому что поразительное дело: судно еще может ходить по океанам, оно может находиться в воде и на суше, но оно не может находиться так, как сейчас - то под дождем, то на жаре, то под снегом. Оно рассохнется и рассыплется на кусочки. И это будет невосполнимая потеря. Есть три пути. Первый путь самый логичный: если уважаемые власти нас услышат и найдут средства, на то, чтобы создать музей этого судна. Я уверен, что в рамках бюджета страны это не такие большие деньги, о которых вообще имеет смысл говорить. Тем более, что уже есть идея музея, предварительный проект (макет предполагаемого здания был прикреплен на корабле - И.А.). Осталось только помочь финансово. Если же власти проявят глухоту и невнимание (что меня очень опечалит), можно, конечно, старинным народным способом “собрать по копеечке” и на эти деньги построить музей. Это тоже реально, но несколько унизительно. Третий вариант совмещает первые два”.

Отвечая на мой вопрос, что связывает человека, так проникновенно поющего о море, с клубом “Айас”, А.Макаревич ответил, что “людей, занимающихся таким благороднейшим делом, в мире не так много, и я стараюсь за ними следить”.

“Мне в свое время страшно повезло: я общался с Туром Хейердалом (который просто национальный герой в своей стране), и мы с ним были на острове Пасхи, в Перу, где он показывал мне свои раскопки. Вот его на родине не забывают. А с этой затеей я познакомился давно - когда судно еще не было спущено на воду и была задумка, что я сумею присоединиться к маршруту - хотя бы на какую-то часть. Я страшно корю себя за то, что у меня этого не получилось: мне периодически звонили, звали, но работа, съемки, гастроли меня не отпускали. И я себе этого никогда не прощу, поэтому сейчас, частично, перед этой лодкой заглаживаю свою личную вину. Я хочу сказать, что сейчас в России (начиная с Ельцина) ведется разговор о том, что такое наша национальная идея, какая она, и т.д. Вот она, национальная идея - за моей спиной. Потому, что общеизвестно: у народов, которые не помнят своего прошлого, нет своего будущего. Это надо любить и хранить”, - эти слова Андрея Макаревича все присутствующие встретили бурными овациями. Он также подчеркнул, что дальнейшая судьба “Киликии” станет “очень хорошим показателем того, изменилось ли у всех нас отношение к культуре”, и выразил надежду, что оно “все-таки достойное”. При этом он особо отметил, что уже существует даже предварительная смета проекта, и осталось только помочь финансами, причем заверил, что за это волноваться не стоит: “никто воровать средства не собирается - не те люди здесь собрались”. А то, что при музее планируется создать школу, в которой будут делать макеты старинных кораблей, музыкант назвал “гениальной идеей”: “это проникновение и в историю, и в культуру, и в плотницкое дело”.

Сказано и спето в этот день было много, а общий эмоциональный фон всего мероприятия, “подогретый” любимыми песнями и глубокими суждениями музыканта, лишь подчеркивал важность и необходимость происходящего. Трудно передать словами, какая атмосфера царила в тот день у Матенадарана: главное, что такого особенного праздника (а то, что это все же был праздник, несмотря на затронутую проблематику - вне всякого сомнения) ереванцы давно не помнили. А потому единым порывом разлетелись DVD-диски со всеми тремя путешествиями “Киликии”, средства от продажи которых стали первым взносом в строительство музея для “Киликии”. Между прочим, сам Макаревич, приехавший в Армению с чисто альтруистической целью (за свой счет и без всякого гонорара) показал пример и приобрел диск за 500 долларов (минимальная, стартовая цена его была 10 тысяч драмов, ну а переплата лишь приветствовалась).Ну а как вы думаете, какой песней завершил свою ереванскую встречу Макаревич? Конечно же, хитом “За тех, кто в море”: с ним пели и “пили до дна” все присутствующие ))


kilikia01

Мысли и позиции, опубликованные на сайте, являются собственностью авторов, и могут не совпадать с точкой зрения редакции BlogNews.am.