Ари Хаджян

В 2010 году я решил исполнить свою детскую мечту и репатриировать на родину. Я родился за тысячи километров, в Аргентине, где я проживал до 34-х лет, пока не  воспользовался случаем переехать в Армению. В Аргентине я работал в архитектурной мастерской, там мне предложили переехать на 2 года в Замбию, Африка, где располагалась штаб-квартира конкурентов.  Помимо того, что у меня совершенно не было желания переезжать в Африку, я всегда говорил, что если я и перееду куда-либо, то только в Армению. Однажды я осознал, что моя аргентинская работа не даст мне возможности перебраться в Армению. Я связался с генеральным директором и сообщил ему о своем желании жить в Армении и о моих надеждах найти там работу. Генеральный директор сообщил мне замечательную новость — он предложил мне работу в Аэропорту «Звартноц». После еще одного года работы в Аргентине с одобрения армянской архитектурной компании, я переехал в Ереван, Армения, и поселился возле Матенадарана.

Я познакомился с моей ирано-армянской женой в Армении в 2007 году, когда я приезжал сюда на встречу. Она тоже архитектор, и мы поддерживали связь до моего переезда в Армению в 2010, когда я увидел ее снова. Одно, другое, и мы поженились. Армянский народ доставляет мне непередаваемое счастье. Живя в большой армянской общине, с добрыми, гостеприимными людьми, я чувствую себя в безопасности и уверен, что мои соседи и городские жители — моя семья. Не только люди вызывают у меня восторг, но и дети. В сравнении с детьми в Аргентине, эти армяне очень яркие и очень зрелые для своего возраста. Я с нетерпением жду, чтобы обзавестись семьей здесь, в Армении, в окружении многовековой истории и культуры, в дополнение к красивым пейзажам.

Естественная красота земель, а также постмодернистская архитектура в советском стиле завораживают меня. К сожалению, современная армянская архитектура, стилизованная под советские времена, не встречается в западном мире, что сделало меня совершенным дилетантом в этом направлении. Несмотря на различия, у меня оставалась  надежда, что я найду клиентов, желающих строиться в западном стиле. Если больше армян из диаспоры будет мигрировать на родину, у меня, возможно, будет больше шансов модернизировать советскую армянскую архитектуру. А сейчас я учу русский язык, не только в целях дальнейшей интеграции в армянское общество, но также для того, чтобы написать книгу о советской архитектуре в Армении.

Хотя архитектурные различия создали легкие затруднения в моей карьере, они кажутся незначительными по сравнению с теми страданиями, которые я перенес из-за миграции из Аргентины в Армении. Оставить прошлое, друзей и членов семьи в возрасте 34-х лет было самым тяжелым. Хоть я и встретился с трудностями, начиная новую жизнь в Армении, это оказалось не так сложно, как я ожидал. Дети и окружающие помогли сделать переход намного легче. Любой армянин, желающий вернуться в Армению, будет чувствовать себя как дома. Существует несколько культурных барьеров, которые необходимо преодолеть для того, чтобы счастливо жить в Армении. Я по-прежнему разочарован в связи с дискриминацией женского населения, и я все еще не привык к консервативному образу жизни армян. Лучшая часть армянского образа жизни, впрочем, заключается в наслаждении натуральными и свежими продуктами питания, прогулками в парках, любуясь уникальными ландшафтами, и путешествиях по новым местам за пределами Еревана по выходным, особенно посещения великолепных древних армянских церквей.

Хотя меня и окружают красивые пейзажи, и я веду беседы с самыми гостеприимными людьми, в Армении, как и любой другой стране, есть свои проблемы. У нас серьезные проблемы с коррупцией в правительстве. Олигархическая система  вызывает очень большое неравенство доходов. Жадность этих богатых людей  бесит меня, потому что в нашей стране бедные проживают в ветхих домах, некоторые без водопровода и электричества, в то время как богатые мчатся по проспекту Маштоца на своих новеньких БМВ. Страна также обременена большим уровнем эмиграции. Это сокращает численность населения и отрицательно сказывается на возможности стимулирования экономики и борьбы с коррупцией.

Молодое поколение хорошо образованных армян  дает мне надежду, что в будущем мы сможем улучшить ситуацию в стране. Многие из наших умнейших детей и подростков работают в центре ТУМО и развивают наш молодой IT-сектор. Я полагаю, что наша развивающаяся страна должна двигаться вперед  не столько в Ереване, сколько в других городах и селах. Законы, стимулирующие сельское хозяйство и уменьшающие уровень  миграции, принесут пользу этим деревням. Концентрация всего в Ереване дает экономические преимущества стране, но она может быть очень непредсказуема. Для кого-то, кто собирается репатриировать, развитие IT –сектора в деревнях может стать отличным стимулом для разработки идей успешного бизнеса. Однако армянам из диаспоры следует переезжать в Армению без каких-либо негативных предубеждений и помочь Армении стать более современной, европеизированной страной.

 

Интервью: Армен Нерсесян

Перевод: Лусине Аванесян

Мысли и позиции, опубликованные на сайте, являются собственностью авторов, и могут не совпадать с точкой зрения редакции BlogNews.am.