14:15 , 2 октября, 2025Извинение остается одним из самых трудных социальных ритуалов. По данным исследования 2025 года, люди ценят не только сам факт признания ошибки, но и усилия, вложенные в его формулировку. Так, даже небольшое усложнение речи делает извинение более убедительным.
Однако, как подчеркивает психолог Тара Куинн-Сирилло, ключевыми остаются не слова, а способность к рефлексии и изменению поведения.
Западные специалисты установили: длинные и «серьезные» слова создают у слушателя впечатление дополнительного усилия, что увеличивает ощущение "искренности".
История публичных извинений богата примерами, когда слова подрывали доверие. Так, голливудских актеров Эштона Кутчера и Милу Кунис однажды обвинили в неискренности из-за излишней постановочности их публичного извинения. В противоположность им бывший министр Лейбористской партии Лиам Бирн в Великобритании однажды назвал свое поведение «глупым» и «обидным», демонстрируя эмоциональную вовлеченность — хотя и это вызвало у публики противоречивую реакцию.
Классическим примером «пустых» извинений стал британский политик Борис Джонсон, многократно признававший ошибки в период пандемии (он устроил вечеринку в 2020 году, когда большинство британцев сидели в изоляции дома). При этом позже в мемуарах он отказался от собственных слов. Еще более показательна история американского продюсера Харви Вайнштейна, который неловко вставил слово «извиняюсь» в свою защитную речь.
Есть и примеры «запаздывающих» извинений. Так, итальянские власти Флоренции спустя семь веков признали изгнание поэта Данте ошибкой. Между тем католическая церковь лишь в 1996 году признала правоту Галилея без реального выражения сожаления. В обоих случаях в обществе извинения воспринимались скорее как формальность.
По словам психолога Тара Куинн-Сирилло, настоящее извинение должно включать три элемента:
Красивые слова могут усилить впечатление, но без этих шагов они превращаются в пустой звук.