12:10 , 1 октября, 2013
В один из самых судьбоносных дней египетской революции на площади Тахрир в центре Каира появились сотни смуглых людей в национальной одежде, несущих плакаты на своем родном языке и скандировавших лозунг: «Дафи, дафи, о Мубарак!» (Уйди, уйди, Мубарак!). Это были нубийцы-представители древнейшего коренного народа страны.
Вскоре вся площадь Тахрир в одном едином порыве стала повторять за ними слова древнего языка: «Дафи, дафи, о Мубарак!». Через несколько дней, президент Хосни Мубарак передал власть в стране Высшему совету вооруженных сил Египта. На площади Тахрир тогда шутили: «Мубарак, наконец, стал понимать нубийский язык!»
Революция вскрыла многие проблемы Египта, которые накапливались годами, а в случае с нубийцами, даже многими десятилетиями.
Земли нубийцев в Египте расположены между городом Асуан и суданской границей. Их живописные села занимали некогда 360 километров в длину по обоим берегам Нила, который был единственным источником воды в этом в этом регионе. Других источников воды не было, дальше простирались безжизненные каменистые пустыни. Река была основой основ существования древнего народа. Без нее нубийцы были обречены на смерть.
Незаживающая рана
В начале 20-го века тогдашними египетскими властями было принято решение о строительстве на Ниле водохранилища и высотной плотины.
Единственным удобным для их строительства местом оказались земли нубийцев.
Вот что рассказал в беседе с нами один из виднейших представителей нубийской общины Египта председатель совета Лиги нубийцев Томаса и руковитель Комитета по мониторингу нубийского досье г-н Ахмад Исхак:
«На голову коренных жителей этих мест, безбедно занимавшихся земледелием и скотоводством, обрушился целый ряд катастроф. Когда в 1902-м году началось строительство будущего водохранилища, ряд нубийских деревень оказались затопленными. Их жителям пришлось переселиться в более высокие места, подальше от берегов Нила. При этом нубийцам пришлось в буквальном смысле бежать из родных мест, бросая дома и нажитое имущество. Правительство даже не предупредило их о том, что вода вскоре заполнит вырытый котлован!
Та же самая история повторилась в 1912-м году. При расширении водохранилища в 1933-м году, нубийцев заранее предупредили о наступлении воды и они попросили тогда дать отсрочку, чтобы успеть отстроить новые дома на более высокой местности. Однако тогдашнее египетское правительство, которое возглавлял Сидки-паша не предоставило даже часа отсрочки. Многие люди не успели покинуть свои места. Их тела достались тогда крокодилам и рыбам.
Но самый страшный удар по нубийцам был нанесен в 1964-м году, когда произошла депортация нубийского народа. В этом году было завершено строительство Асуанской высотной плотины. Она была возведена на руинах нубийских деревень. Мы приняли это по доброй воле, поскольку считали, что это делается в интересах всей страны. Нам также говорили, что строительство плотины и водохранилища увеличит площадь сельскохозяйственных земель по берегам водохранилища на 2 миллиона федданов (1 египетский феддан равен приблизительно 0,42 гектара, - прим. Р.Б.). Кроме того, плотина предотвратила угрозу многочисленных наводнений, которые угрожали раньше всему Египту.
Мы понесли огромные жертвы ради претворения в жизнь этих планов. Мы пострадали так, как ни страдали жители других районов Египта. После возведения высотной плотины, нас переселили в пустынные и бесплодные места, которые прозвали Пустыней джиннов (Пустыней злых духов). Жить в этой пустыне было невозможно, Дома, которые строились на зыбкой пустынной почве падали и разрушались. Жить в этих местах невозможно, но правительство до сих пор продолжает считать эти земли пригодными для обитания и даже готово выделять деньги под ремонт и реконструкцию этих домов.
Право на возвращение
Мы требуем у властей только одного - возвращения в Нубию, в наши родные места. Тем более, что уровень воды в водохранилище окончательно стабилизировался на отметке 182 метра над уровнем моря, и теперь ничто не мешает нашему возвращению в родные места. Мы готовы вернуться туда, однако, сменявшие друг друга на протяжении лет правительства, состоявшие в союзе с крупным капиталом, не желали нашего возвращения. Такие египетские министры, как например Маграби и Абаза хотели сами завладеть этими землями и эксплуатировать их в своих интересах. Мы тогда сказали: «Нет. Приоритет должен принадлежать нубийцам, как коренным жителям этих мест, жившим здесь тысячелетия".
Мы начали борьбу за свои права около 8 лет тому назад, когда стало ясно, что контуры водохранилища приняли окончательный характер.
И наши требования не являются чем-то новым для Египта. Жители зоны Суэцкого канала были вынуждены в свое время покинуть родные места из-за войны с Израилем. Их расселили в разных провинциях Египта. Но после победы в войне и возвращения территорий, они с великим торжеством возвратились в свои места, в новые города, отстроенные при помощи государства. Мы же, нубийцы, просим не строительства городов, а всего лишь восстановления деревень. Тем более, что это наше законное право, поскольку согласно египетской конституции все граждане равны в своих правах.
Мы требуем того же, что было сделано по отношению к жителям зоны Суэцкого канала. Другое дело, если здесь применяются двойные стандарты. Бывший президент Хосни Мубарак несколько раз указывал на необходимость возвращения нубийцев в их родные места по берегам водохранилища, которое в Египте называют озером Насера. Однако никаких реальных шагов для этого не делалось. Да и при всем уважении к Гамалю Абдель Насеру, мы считаем, что он не был наследником нубийской земли, и потому не заслуживает того, чтобы озеро было названо в его честь. Мы предпочитаем называть его также, как называют ту часть озера, которая находится в Судане - Нубийским озером!
Мы требуем возвращения наших исконных земель.
Мы готовы вернуться на эту землю и трудиться на ней.
Лоббизм
Восемь лет тому назад мы создали в Египте и других странах специальные комитеты по мониторингу нубийского досье.
С этой поры мы ведем борьбу за свои права, за то, чтобы наши земли не достались богатым местным и заграничным инвесторам. Наша проблема – проблема корней, проблема этническая.
Люди должны вернуться в свои места!
Сегодня все больше и больше египтян, главным образом представители интеллигенции, осознают необходимость справедливого решения нубийского вопроса.
Вместе с тем, даже в самом Египте, многие слабо представляют, что такое Нубия, кто такие нубийцы и в чем заключаются их проблемы. Для этого мы проводим большую работу, созываем конференции, устраиваем научные семинары, выступаем на телеканалах. Люди начали узнавать о нас и о наших попранных правах, главным из которых является право на возвращение».
Учебник нубийского языка.
Мнение нубийского писателя
В своем интервью популярной газете «Аль-Масрий аль-Яум» известный в стране арабоязычный писатель и общественный деятель нубийского происхождения Хаджадж Оддуль отметил, что право на возвращение является главным требованием нубийского народа. Он подчеркнул, что даже во времена Насера была возможность переселить нубийцев в удобные для проживания места, однако последний настоял на их переселении нубийцев в бесплодную местность Кома Амбо.
Оддуль говорит: «Целью Гамаля Абдель Насера была ассимиляция нубийцев, их растворение в единой арабской нации. Насер согласился на спасение организацией ЮНЕСКО нубийских архитектурных памятников, но не позволил нам вернуться на свою землю. Нас депортировали в вагонах для скота, нас выкорчевали из родной земли. Насер не любил нас, и он прекрасно понимал, что мы были привязаны к нашей Реке, к Нилу. Он оторвал нас от Реки, лишил нас привычной среды. Многие, особенно дети, умерли в тот страшный год, не выдержав жизни вдали от Нила. Насер, таким образом, совершил акт этноцида (культурного геноцида ,- прим. Р.Б.) в отношении нубийского народа».
Однако нубийцы требует не только возвращения в Нубию, но и решения других насущных вопросов.
Хаджадж Оддуль отмечает: «Мы хотим говорить на нубийском языке и хотим, чтобы он преподавался в школах. Почему мы не изучаем нубийский в школах, также как изучаем английский язык? Ведь на нубийском языке говорят четыре миллиона человек. Во время войн с Израилем именно этот язык использовался в египетской армии для зашифровки и передачи секретных сообщений.
Мы также требуем воссоздания отдельного Нубийского округа в составе провинции Асуан, который объединял бы все населенные пункты, в которых проживают нубийцы. И неважно, кто возглавит администрацию этого округа-коренной нубиец или уроженец другой провинции Египта».
Надежды на новую власть
В прошлом месяце делегация нубийцев Египта встретилась с новым руководством страны. Она представила ему на рассмотрение пакет требований нубийского народа, который сейчас внимательно изучается властями.
Вот что рассказал в беседе со мной в мою бытность корреспондентом "Голоса России" в Египте председатель нубийской ассоциации «Абу Хандаль», член Совета Регионального союза гражданских ассоциаций Каира г-н Фавзи Махгуб:
«После революции 25 января мы надеемся на лучшую жизнь при новом режиме. Мы встретились с премьер-министром доктором Исамом Шарафом, а также с руководителями Высшего военного совета Египта и передали им свои требования и пожелания. А дальше - Господь поможет! Мы видим, что сейчас не такое время, чтобы оказывать сильное давление, поскольку Египет находится сейчас в состоянии жесточайшего кризиса. Но мы передали властям свои требования, чтобы дать понять, что и у нас есть свои права, и мы не позволим бесконечно попирать их.
Мы желаем, чтобы правительство обратило на нас внимание, не отворачивалось от нас, ибо мы требуем свои права. Именно права, а не какие-то компенсации за утерянную землю и имущество. И это наше полное право коренного народа страны. Мы не хотим интернационализации нашей проблемы, не хотим обращаться в международные инстанции. Мы не собираемся быть сепаратистами. Мы считаем себя частью этой страны.
Мы говорим: «Мы – это Египет»!
Фавзи Махгуб. Фото автора
Послесловие
Сорок семь лет прошло с момента изгнания нубийцев из своих родных мест. Сегодня они проживают не только в соседней с исторической Нубией провинции Асуан, но и в Каире, Александрии, Суэце и других городах Египта. Крупные землячества нубийцев возникли в странах Арабского Востока, Европы и Америки.
У нубийцев сильна родоплеменная сплоченность. Везде, где не поселяются представители этого народа, создаются свои нубийские землячества, вокруг которых сосредоточена вся общественная жизнь их членов. Нубийцы помогают друг другу всегда и во всем.
Помогают прижиться на новом месте, устроиться на работу, получить соответствующее образование.
Среди них можно встретить не только представителей всех рабочих профессий, но и адвокатов, инженеров, политиков, артистов.
Сегодня они принимают самое активное участие в политическом процессе Египта. Они не создают своих собственных партий, поскольку создание партий на религиозной или этнической основе запрещено конституцией, но их можно встретить в рядах всех ведущих политических партий Египта.
Они уверены, что революция даст им возможность осуществить свою самую главную мечту - вернуться в Нубию!