20:09 , 5 сентября, 2013
Россия решила напомнить об имеющихся у неё доказательствах применения химического оружия сирийскими боевиками. Речь идёт о заключениях российских специалистов относительно атаки под Алеппо, которые в своё время не произвели эффекта на партнёров по Совбезу ООН. Между тем градус международной истерии продолжает расти — отдельные лица уже обвиняют Москву в снабжении Сирии химоружием.
В свете последних событий Москва решила освежить память коллегам из Совбеза ООН и привести свои выводы относительно использования в Сирии химического оружия. В частности, после мартовского инцидента в пригороде Алеппо российские специалисты провели своё исследование, из которого следует, что ОМП использовали, скорее всего, силы сирийских боевиков. Заключения были переданы Генеральному секретарю ООН Пан Ги Муну, а после их должны были рассмотреть другие страны. На этом, собственно, всё и затихло. Сейчас МИД РФ опубликовало заявление со следующим призывом:
«Обращаем внимание на массированный вброс в информационное пространство разного рода материалов, призванных — ещё до появления результатов ооновского расследования — возложить ответственность за возможное применение химического оружия в Сирии на официальный Дамаск. Тем самым «готовится почва» для силовой акции против него. С учётом этого считаем возможным поделиться основными выводами российского анализа проб, изъятых с места инцидента с применением боевых отравляющих веществ в пригороде Алеппо — Хан аль-Асале».
Выводы российских специалистов, разумеется, не изменились, однако подробностей для широкой общественности в них стало больше:
— применённый боеприпас не являлся штатным боеприпасом сирийской армии и был изготовлен кустарным способом по типу и параметрам реактивных неуправляемых снарядов, производимых на севере Сирии так называемой бригадой «Башаир Ан-Наср»;
— для подрыва боеприпаса в качестве разрывного заряда был использован гексоген, который в штатных химических боеприпасах не применяется;
— в пробах с боеприпаса и в образцах грунта обнаружены синтезированное не в промышленных условиях вещество нервно-паралитического действия зарин и диизопропилфторфосфат, который в годы Второй мировой войны использовался западными странами для целей химического оружия.
Российское внешнеполитическое ведомство отмечает, что Россия рассчитывает на то, что данные сведения существенно помогут в расследовании по линии ООН, которое, согласно недавнему заявлению Генерального секретаря ООН Пан Ги Муна, может продолжиться, и группа Сельстрёма в ближайшее время снова посетит Сирию.
Тем временем американские партнёры продолжают нагнетать обстановку. Так, вчера глава Пентагона Чак Хейгел заявил, что «режим Асада располагает значительными запасами химического оружия», которыми его в числе других «снабжает Россия».
Через некоторое время министерство обороны США как ни в чём не бывало взяло назад слова своего начальства. «Министр Хейгел говорил о хорошо известных связях между Сирией и Россией в области обычных вооружений», — цитирует пресс-секретаря ПентагонаДжорджа Литтла ИТАР-ТАСС.
Американские конгрессмены также не отличились особой корректностью в отношении российских коллег. Спикер палаты представителей Джон Бейнер отклонил предложение делегации из России о встрече для обсуждения сирийского вопроса. Видимо, это связано с заявлением госсекретаря США Джона Керри, который сообщил, что Барак Обама вскоре выступит с обращением к своему народу и объяснит необходимость военной операции. Или члены конгресса просто не хотят в очередной раз выслушивать трезвые аргументы не в пользу военного вмешательства, когда, в свою очередь, могут оперировать только «перехваченными звонками» и «неназванными источниками».
Однако для принятия судьбоносных решений скупость доказательной базы помехой не стала, и вчера комитет по международным отношениям сената США принял проект резолюции, одобряющей военное вторжение в Сирию.