Оружие из Индии, аттестация военных, жилье офицерам: чем ознаменовался год для ВС Армении


09:31 , 30 декабря, 2022
Текущий год ознаменовался целым рядом важных событий и решений для армянской армии. Речь идет как о пополнении ее арсенала, закупок новых вооружений и военной техники, так и о структурных, организационных решениях, затрагивающих разные пласты военной машины. Пока сложно судить какой будет отдача и насколько они будут способствовать восстановлению боевого потенциала ВС, но тем не менее заданная траектория реформ внушает осторожный оптимизм.

На помощь пришла Индия

В июле 2022 года индийские СМИ сообщили о том, что месяцем ранее делегация Министерства обороны Армении побывала в Нью-Дели с целью обсуждения военных поставок.
В частности, по информации The Sentinel, у армянских коллег был составлен список оружия, который они хотят приобрести. Издание не поясняло, какие именно виды вооружения и военной техники (ВВТ) были в списке, но, по некоторым данным, ключевое место занимали беспилотные летательные аппараты.
Официального подтверждения этой информации со стороны Еревана не последовало, но ее и не опровергли. Молчание армянской стороны можно понять – переговоры по столь чувствительной теме любят тишину.
Тема получила развитие в конце сентября. И вновь по каналам индийской прессы. Тогда сообщалось, что Армения подписала с Индией контракт на сумму в $250 млн, в рамках которого Ереван первым среди зарубежных покупателей должен получить индийские реактивные системы залпового огня Pinaka собственного производства. Также говорилось о предстоящих поставках противотанковых ракет и множества других боеприпасов.
В октябре состоялся официальный визит в Нью-Дели делегации во главе с министром обороны Суреном Папикяном. Визит оказался довольно насыщенным. 18 октября Папикян провел переговоры с индийским коллегой, также принял участие в крупной оборонной выставке Defexpo 2022. В тот же день глава индийской компании Solara Group, являющейся производителем РСЗО Pinaka, сообщил, что компания получила заказ из Армении, и соглашение о поставках подписано сроком на два года. Количество пусковых установок не афишировалось.
Еще об одном контракте стало известно в начале ноября. Отмечалось, что Индия поставит Армении 155-миллиметровые гаубицы ATAGS собственного производства. Изначально они производились в буксируемом варианте, однако по информации все тех же индийских инсайдеров, Армения получит самоходные версии этих орудий. Сообщалось также, что контракт на поставки артиллерийских установок оценивается в $150 млн, поставки будут осуществляться в течение трех лет.
Армянские аналитики в лице Индии видят весьма оптимального военно-технического партнера. У страны богатый опыт эксплуатации и совмещения советского/российского вооружения и систем западного образца. К тому же в последние годы на основании этих платформ Индия начала разработку и производство собственных ВВТ. С этой точки зрения выбор Индии для Армении, чей арсенал в основном состоит из российских вооружений, оказался крайне удачным.

Ключи от квартиры вместе с дипломом

Военно-политическое руководство неоднократно заявляло, что среди ключевых задач в контексте армейских реформ – повышение привлекательности военной профессии. И все принимаемые решения не в последнюю очередь служат этой цели. Одно из таких решений касается жилья.
Летом текущего года парламент принял закон, по которому граждане Армении, поступившие в военные вузы с 1 июля 2022 года, после завершения учебы и перехода на военную службу получат жилье в безвозмездное пользование. Право на жилье распространяется и на офицеров пограничных войск, заключивших контракты на 20-летнюю службу. Военнослужащие смогут свободно проживать в квартире или сдавать ее в аренду (если, например, получил ее в одном месте, а службу проходит в другом), не сможет лишь продавать.
После 20-летней службы и выхода в отставку офицер получит квартиру в собственность. Точно так же произойдет, если он выйдет в отставку досрочно по военной инвалидности. В случае его гибели при исполнении служебных обязанностей, квартира будет передана в собственность семье.
В начале декабря министр обороны говорил, что жилищная программа вызвала значительный интерес, о чем свидетельствует хотя бы рост числа курсантов военных вузов в текущем учебном году. Однако многие потенциальные бенефициары, - а это учащиеся старших классов, - не знают о такой возможности. Соответственно, предстоит провести активную информационную работу среди них.

"Защитник Отечества"

В ноябре Министерство обороны объявило о программе "Защитник Отечества", предполагающей переход срочников к контрактной службе. Позже программа была принята Национальным собранием, и 9 декабря официально объявлено о ее старте. В соответствии с ней, по истечении 6 месяцев обязательной службы солдаты имеют возможность перейти на контрактную службу сроком на 5 лет. Уже после завершения срока контракта или досрочной демобилизации по состоянию здоровья они получат наградные в размере 5 млн драмов (около $12,5 тыс. по текущему курсу). Срочники, заключившие контракт, будут служить ближе к дому, что по замыслу правительства, должно сократить их расходы на транспорт, аренду жилья и т.д. Программа призвана стать важным шагом на пути к созданию профессиональной армии. Она также решит проблему офицерского состава. Дело в том, что за последние годы военный университет им. Вазгена Саркисяна – основная "кузница" армейских кадров, испытывает нехватку абитуриентов. Реформа сможет немного облегчить эту задачу.

Сдай экзамен – получай больше денег

Наиболее резонансным новшеством, пожалуй, стала аттестация военных. Соответствующая программа предусматривает аттестацию контрактников. Военные будут фактически сдавать экзамены по своей конкретной специальности, а также огневой подготовке и физической подготовке. После успешного прохождения аттестации им значительно повысят зарплату. По мнению авторов проекта, изменения, с одной стороны, позволят повысить уровень знаний военных, с другой – решат их социальные проблемы. И на выходе планируется получить современную армию и высокооплачиваемых военных.
Если сейчас рядовой-контрактник, который не несет боевое дежурство, получает в среднем 155 тыс. драмов в месяц (около $390), а находящийся на боевом дежурстве – порядка 200 тыс. драмов, то после аттестации первые будут получать порядка 315 тыс. драмов "чистыми", т.е. с вычетом налогов, а вторые – до 380 тыс. драмов.
Аттестация первоначально будет добровольной, однако успешно прошедшие ее военные по истечении трех лет будут обязаны вновь ее пройти. Делается это с целью держать военных "в форме".
В то же время необходимо отметить, что реформа вызвала неоднозначную реакцию. Если у той же оппозиции, например, нет особых возражений против программы "Защитник Отечества", то к системе аттестации есть определенные претензии. Критики считают, что нет четких критериев, по которым будут оценивать знания и умения военнослужащих, оценочная комиссия может проявить субъективный подход, и здесь неизбежны коррупционные риски.
Сторонники же уверены, что аттестация позволит на порядок повысить качество вооруженных сил и положить конец практике, при которой в армию "рекрутировали" всех без разбора, независимо от их моральных и интеллектуальных качеств.

Мнение эксперта

Комментируя реформы в системе организации военной службы, аналитик Давид Арутюнов отмечает, что эти планы, как и декларируемое внедрение профессиональной сержантской системы нужно рассматривать в ключе заявленного властями стремления создать профессиональную армию.

"Профессиональная армия явно рассматривается руководством страны как своего рода панацея в военной сфере. Между тем, сохраняются объективные сдерживающие факторы для полной профессионализации ВС Армении в виде прежде всего существующих демографических проблем, а также нехватки финансовых средств, которые в рамках реформ придется отрывать от других не менее важных направлений, например, закупок ВВТ", - сказал Арутюнов в интервью Sputnik Армения.

Эксперт полагает, что власти Армении, возможно, не учитывают ряда слабых мест профессиональных армий, часть из которых была эффективно выявлена в ходе того же украинского конфликта. В частности, это проблема пополнения личного состава в случае больших потерь в результате длительных и высокоинтенсивных боевых действий, а также формирование резерва.
"Примечательно, что в ходе украинского конфликта обе стороны, по сути, в той или иной степени были вынуждены отказаться от контрактных ВС и перейти к мобилизации", - говорит наш собеседник.
Что касается планов по проведению аттестации среди военнослужащих, то ее эффективность будет в первую очередь зависеть от того, на основе каких критериев и как будет организован данный процесс. С точки зрения Арутюнова, указанные критерии пока неясны.
Говоря о сотрудничестве с Индией, аналитик заявил, что предполагаемый резкий рост военно-технического сотрудничества между Арменией и Индией отражает совпадение политических интересов Нью-Дели и Еревана, а также обстановку на мировом рынке вооружений и некоторые сдвиги во внешнеполитических приоритетах Армении.
"Оборонно-промышленный комплекс России, стран Запада и Восточной Европы в основном заняты обеспечением военных действий в рамках украинского конфликта. К тому же, как мне кажется, Ереван пытается диверсифицировать источники поставок вооружений и дистанцироваться от военно-технического сотрудничества с Москвой", - добавил эксперт.
Для Еревана индийские системы вооружений привлекательны за счет относительно низкой цены, также предполагаемые закупки явно представляют попытку заполнить некоторые пробелы, существующие в системе вооружений ВС Армении, в частности, в сегменте высокоточных РСЗО большой дальности и самоходной артиллерии.
По его мнению, возможное приобретение некоторых видов вооружений у Индии укладывается в рамки определенных тенденций, также связанных с украинскими событиями, в частности, повышением роли мобильных РСЗО и самоходных артиллерийских систем на колесном шасси. Тем не менее, сделка с Индией имеет и свои минусы. В первую очередь это связано с отсутствием опыта боевого применения индийских вооружений, возможные в будущем проблемы с надежностью и обслуживанием в связи с "сыростью" части вооружений индийского производства. Под вопросом остается и способность ОПК Индии наладить полноценное сервисное обслуживание поставленных систем.