Вопрос пленных выброшен из повестки властей


11:05 , 27 мая, 2022

Спустя 4 дня после встречи в Брюсселе Азербайджан вернул Армении пленного. Всего одного – согласно официальной информации, заблудившегося и захваченного в плен в конце апреля Эдуарда Мартиросова. Для этого вовсе не нужно было проводить встречи на высшем уровне с участием председателя Евросовета – возвращение армянского солдата-срочника вытекало из обязательств Баку в рамках международных конвенций. То есть Азербайджан просто сделал то, что обязан был сделать в соответствии с нормами международного права.

НАПОМНЮ, ЧТО ПО ИТОГАМ ПРЕДЫДУЩЕЙ ВСТРЕЧИ при посредничестве ЕС 6 апреля произошла достаточно примечательная история. Через пару дней Арарат Мирзоян заявил в парламенте, что в результате достигнутых в Брюсселе договоренностей ожидается возвращение группы пленных. Само собой подразумевалось, что речь идет о взятых в плен во время или сразу после войны. Ничего подобного не произошло. Что дало повод Николу Пашиняну 11 мая в ходе «лекции» в Нидерландах пожаловаться на то, что Алиев превратил вопрос пленных в предмет торга, забывая при этом о собственной неблаговидной роли в этом грязном и циничном торге. Пашинян также рассказал, что в последний раз в присутствии председателя СЕ президент Азербайджана обещал освободить очередную группу пленных, но этого не было сделано.

Реакция Баку последовала мгновенно: представитель МИД назвала обвинения Пашиняна «беспочвенными и далекими от реальности». Тут бы самое время внести ясность в вопрос высокопоставленному посреднику – Шарлю Мишелю, но он предпочел промолчать. Так и осталось неизвестным, кто именно из двух подельников врал: Пашинян или Алиев. Даже с учетом широко известной склонности Никола к лжи и манипуляциям, рискнем предположить, что на сей раз он говорил правду, просто у Алиева не оказалось под рукой «удобного» пленного: практически все удерживаемые в Азербайджане армяне осуждены по сфабрикованным делам в качестве диверсантов либо террористов.

Теперь вопрос: где гарантии, что Эдуард Мартиросов не был похищен 23 апреля именно с целью последующего возвращения в качестве «гуманитарного жеста» и подтверждения «миролюбивых» устремлений Баку? Особенно если учесть многолетнюю практику такого рода похищений задолго до 44-дневной войны и тоже с определенными целями. Точно можно утверждать одно: даже если так оно и было, власти РА никогда публично не признают этот факт, дабы не подвести своих «конструктивных» бакинских дружков.

Между тем очевидно, что вопрос возвращения военнопленных и гражданских лиц, попавших в плен во время и сразу после 44-дневной войны, все более и более отодвигается на задний план с явными перспективами быть преданным забвению вообще. Причем это видно даже на примере официальных текстов и расставленных в них акцентов. Так, в заявлении по итогам встречи в Брюсселе 6 апреля говорилось: «Глава Евросовета подчеркнул важность гуманитарных жестов с обеих сторон для укрепления доверия и мирного сосуществования. Он подчеркнул необходимость полного и скорейшего решения всех нерешенных гуманитарных вопросов, включая освобождение остающихся в Баку армянских военных и всестороннее решение проблемы пропавших без вести».

Теперь приведем цитату из заявления того же Мишеля от 23 мая. «Мы подробно обсудили гуманитарные вопросы, в том числе разминирование, усилия по освобождению пленных и решению судьбы пропавших без вести". И все – нет ни требований, ни призывов «полного и скорейшего освобождения пленных», а на первый план в числе гуманитарных вопросов выдвинуто разминирование. Объяснять, что в такого рода официальных заявлениях подобных «случайностей» не бывает, думается излишне.

ОСОБЕННО С УЧЕТОМ ТОГО, ЧТО САМ ПАШИНЯН открыто признал, что возвращение пленных более не рассматривается в качестве главной гуманитарной проблемы на переговорах даже властями РА. Его откровения 24 мая в ходе правительственного часа в парламенте касательно этого вопроса, просто поражают своей циничностью. Так, он заявил, что Армения не будет выдвигать вопрос возвращения пленных в качестве предусловия для политических процессов с Азербайджаном.

«Наша позиция в этом вопросе неизменна: гуманитарные вопросы не следует увязывать с политическими. Это отдельные вопросы и по отдельности они имеют более важное значение и вес», - сказал главарь команды предателей, тем самым признав, что политические вопросы - подписание мирного договора с Баку и делимитация границы - куда более важны для армянских властей и посредников, нежели судьба порядка 120 граждан Армении, которые уже более полугода проходят в Азербайджане все круги ада. Фактически вернув Мартиросова, не имеющего никакого отношения к военнопленным, Баку отмежевался от своих «гуманитарных обязанностей» по встрече в Брюсселе, и армянская сторона совершенно не против этого.

Надо ли понимать так, что отныне на политических встречах вопрос освобождения армянских пленных не будет затрагиваться вообще или будет упоминаться вскользь – ради галочки? Учитывая все вышесказанное, а также признание одного из первых лиц пашиняновской хунты – Алена Симоняна о том, что «армянских пленных для него не существует», это более чем вероятно. По словам Пашиняна, «самый эффективный метод в этом вопросе – международное давление на Баку», и власти, мол, «предпринимают все возможные усилия, чтобы как можно скорее решить этот вопрос».

Таким образом, единственное, на что можно впредь рассчитывать – профессионализм и активность армянской дипломатии. Звучит малоутешительно, если не сказать безнадежно, учитывая печально известное качество работы пашиняновского МИД под руководством некогда турецкого шпиона «Арабата» Мирзояна. Недавний скандал с провальным визитом в США, позорные детали которого стали известны широкой общественности, - лучшее тому подтверждение. Позволю себе спросить: сколько армянских пленных было освобождено в результате «давления» со стороны Армении? Простой поиск в Гугл доказывает, что это всегда происходило по инициативе третьей стороны – либо России, либо европейцев.

В последний раз группа пленных была возвращена 7 февраля – почти 4 месяца назад в результате посреднических усилий президента Франции Макрона. Увы, нельзя не заметить, что на фоне отсутствия реальной заинтересованности и надлежащей работы МИД РА международные посредники также давно потеряли интерес к данному вопросу. Уже не говоря о том, что грубо сварганенные судебные дела в отношении пленных армян и вынесенные им суровые приговоры так и не стали предметом хотя бы публичного осуждения со стороны официального Еревана.

АЗЕРБАЙДЖАН ОТКАЗЫВАЕТСЯ ВЫПОЛНЯТЬ один из пунктов заявления от 9 ноября, но Армения не собирается делать возвращение своих плененных, а точнее сданных предателями вместе с армянскими территориями людей предусловием для политических процессов. Почему? Да потому что для властей Армении выполнение турецких требований гораздо важнее судьбы преступно удерживаемых Алиевым соотечественников. Потому что Пашинян и его хозяева в Турции и Европе очень сильно спешат вновь насильственно втиснуть Арцах в состав геноцидального государства и урвать максимум возможного от самой Армении. А «возиться» с пленными, на которых к тому же махнуло рукой руководство собственной страны, никому особо не нужно.

А ведь год назад тот же Пашинян, одержимый предвыборной лихорадкой, вдохновенно обещал вернуть пленных, если они «согласятся» подождать еще два-три месяца. Сегодня этот же Пашинян, которому уже плевать на голоса избирателей, говорит о пленных, используя данные не армянских специалистов, а послушно повторяя в разы заниженные числа Баку.

«Если премьер Армении, выступая в качестве спикера президента Азербайджана, озвучивает цифру 39 как истину, не пытаясь привести официальные данные от Армении, то это может восприниматься как консенсус в вопросе пленных, и в последующих правовых процессах Азербайджан может защитить себя, сказав, что и Армения официально принимает цифру 39. Следовательно, обсуждения могут идти лишь относительно возвращения стольких людей", - заявила по этому поводу в интервью Sputnik Армения правозащитница Сирануш Саакян. Она вновь подчеркнула, что реальное количество пленных - 119 человек.

Называть ли подобный подход кощунством или запредельным цинизмом – уже даже не суть важно на фоне того глобального преступления против собственного государства, которое продолжают совершать де-факто власти РА. Если можно умышленно сдать свои исторические территории вместе с людьми, если можно использовать человеческие трагедии для выборных спекуляций, если можно предать интересы своей страны и открыто работать в пользу других, вражеских государств, то что такое для такой власти судьба 119 армян?