Фото: tert.am
В Ереване проходят акции протеста против решения мэрии повысить на 50% плату за проезд в общественном транспорте — со 100 драмов до 150 (с 0,24 центов до 0,36 центов). Сразу же после объявления решения мэрии, в соцсетях начали звучать заявления не платить по новым ценам. А уже с 20 июля, когда цены вступили в силу, стихийно началось гражданское движение неповиновения решению мэрии «Не будем платить 150 драмов». Это вызвало стычки между жителями столицы, которые платят по прежней цене, с одной стороны, и водителями маршруток и автобусов, поддерживаемых полицией, с другой.
Наряду с этим проходит другая акция — Free car, в ходе которой представители шоу-бизнеса, политики и журналисты, а также простые автовладельцы бесплатно подвозят жителей столицы на собственных автомобилях.
Все это приводит к стычкам между активистами движения и простыми гражданами, платящими по старой цене, с водителями, хозяевами маршрутных линий и полицейскими.
«Математики» из мэрии
О том, что после повышения тарифов на газ (которым заправляется подавляющая часть городских маршруток) власти скоро пойдут на повышение цены за проезд в общественном транспорте, догадывались многие, но все же не думали, что и оно будет таким резким, совершенно не учитывающим тяжелое социальное положение населения.
Если тарифы на газ повысились «всего» на 18,2% (со 132 до 156 драмов за кубометр), то цена за проезд в маршрутках и автобусах (последние, к слову, работают на дизельном топливе, а не на газе) почему-то возоасли сразу на 50%, проезд в троллейбусах вдвое – с 50 до 100 драмов. Лишь цена проезда в метро, которое не играет значимой роли в пассажироперевозках столицы, осталась прежней – 100 драмов.
Причем представители мэрии в своих попытках обосновать столь резкое повышение цен, написали такое математическое обоснование шага мэрии, ошибочность расчетов которого была очевидна всем, кроме них, а также кроме хозяев маршрутных линий, которыми являются верхи действующей власти, начиная от депутатов парламента и заканчивая даже самим мэром.
Согласно обоснованию мэрии, перевозка одного пассажира микроавтобусом обходится в 144.9 драмов. А автобусы даже после подорожания проезда будут работать в убыток, так как стоимость перевозки одного пассажира обходится в 157,3 драмов.
Следует отметить, что советник мэра Еревана Альберт Геворкян и начальник транспортного управления столичной администрации Генрих Навасардян, представляя обоснование подорожания и перечисляя факторы, повлиявшие на изменение цены на проезд, повышение тарифов на газ и электроэнергию назвали в последнюю очередь. По их словам, заявки на рост тарифов на проезд поступали от хозяйствующих субъектов задолго до утверждения новой цены на газ, и причиной служило повышение цен на автомобили, запчасти, смазочные материалы, дизтопливо, на котором работают автобусы.
При этом, согласно тому же обоснованию, за один проезд маршрутки и автобусы перевозят лишь сидячих пассажиров в соответствии с количеством своих сидячих мест. Абсурдность этого пункта расчетов ясна любому, кто видел набитые битком маршрутки в дневные часы, не говоря уже о часах пик.
Однако даже после подорожания, представители мэрии не обещают, что качество обслуживания пассажиров будет улучшено, неопределенно заявляя, что «все будет сделано, но не сразу».
«Когда мы говорим о том, что повышение тарифа улучшит качество обслуживания транспорта, речь не идет о некурящих и аккуратно одетых водителях. В первую очередь, мы должны обращать внимание на техническое состояние автомобилей, на соблюдение графика, особенно в вечерние и утренние часы, а также на закупки новых транспортных средств и на обновление парка подвижного состава. Но это не значит, что если с завтрашнего дня мы перешли к 150 драмам, то реформа будет завтра же»,- заявил Навасардян.
«Мы будем запрещать движение переполненных маршруток и, параллельно с этим, будем стараться обеспечивать работу автобусов и маршрутных такси так, чтобы люди не ждали подолгу на остановке»,- добавил в свою очередь Геворкян, затруднившийся, однако, огласить конкретные сроки.
Причины такой уверенности представителей мэрии в необходимости подорожания проезда и в неопределенности относительно сроков улучшения качества обслуживания стали понятны, когда СМИ выяснили, что начальник транспортного управления столичной администрации Генрих Навасардян сам является хозяином маршрутной линии.
Полиция против протестующих
Если в первые дни акций протеста полиция не вмешивалась в события, то уже 22 июля начали происходить стычки между стражами порядка и активистами движения «Не будем платить 150 драмов» на автобусных остановках.
Утром следующего дня полиция выступила с заявлением, в котором потребовала от активистов, протестующих против подорожания стоимости проезда на общественном транспорте, не создавать своими действиями угрозы безопасности дорожного движения и жизням пассажиров.
В тот же день, во время акции протеста перед зданием мэрии были задержаны несколько активистов, а после того, как протестующие направились к центральному отделу полиции Еревана, там были задержаны еще двое активистов.
После нескольких часов пребывания перед отделом полиции, все восемь задержанных были освобождены, а собравшимся сообщили, что они привлечены в качестве свидетелей по возбужденному уголовному делу по статье 316 Уголовного кодекса Армении — применение насилия против представителя власти.
При этом следует отметить, что в частных беседах простые полицейские сами против подорожания проезда, так как оно непосредственно отражается и на их социальном положении, которое ничем не лучше.
Смертельный удар по авторитету мэра
Пока акции протеста набирают с каждым днем все больший размах, действующий градоначальник Тарон Маркарян ушел в глухую молчанку, никак не комментируя ситуацию в столице. Лишь замначальника управления по информации и связям с общественностью столичной мэрии Артур Саруханян опроверг информацию, распространенную рядом армянских СМИ о том, что мэрия планирует снизить плату за проезд в общественном транспорте. «Это не соответствует действительности», — заявил он в интервью агентству «Новости-Армения».
Активную кампанию против мэра развернули и подконтрольные властям СМИ, а защитник прав человека Армении Карен Андреасян уже обратился к Маркаряну с призывом разобраться с законностью решения о повышении платы за проезд в общественном транспорте. «Уверен, что если процесс повышения тарифов прошел с нарушениями закона, то не только необходимо привлечь к ответственности всех, кто к этому причастен, но еще и необходимо предоставить соразмерную материальную компенсацию гражданам»,- говорится в письме омбудсмена к мэру.
«Единственное, что я сегодня могу сказать, не дожидаясь ответа мэрии — у меня вызвало недоумение то, что 3-4 месяца назад глава города пообещал не повышать тариф на проезд в общественном транспорте. Мне, как омбудсмену, должностному лицу и человеку, интересно услышать обоснования мэрии, что именно изменилось за эти месяцы»,- сказал Андреасян на встрече с журналистами.
Мэр, который является сыном покойного премьера Андраника Маркаряна и одним из лидеров молодого крыла республиканцев, едва успев оправиться от скандала с попыткой разместить ларьки в сквере Маштоца, а в ходе выборов в Совет старейшин Еревана в мае получив новый скандал со своими налоговыми декларациями, где указано имущество на миллионы долларов без указания источника их получения, понимает, что эта история грозит окончательно развеять его имидж «лучшего мэра в истории Еревана».
Даже среди олигархов, которые являются главной опорой власти и хозяевами большинства маршрутных линий, есть разные мнения насчет подорожания, и, к примеру, лидер «Процветающей Армении» Гагик Царукян увеличил количество бесплатных автобусов для поддержки населения столицы.
Следует отметить, что хотя движение, на первый взгляд, не политическое, однако среди активистов очень много представителей оппозиционных партий Армянского национального конгресса (АНК), «Наследия», а также ряда других партий.
Сами участники акций протеста заявляют, что продолжат свою борьбу до победного конца, несмотря на противодействие властей и хозяев маршрутных линий.
В этой ситуации очень интересно какую позицию займет президент Армении Серж Саргсян, находящийся с 22 июля в отпуске. Не исключено, что после возвращения из отпуска, президент пойдет на некоторое снижение платы за проезд в общественном транспорте.
К слову, прецедент уже был, когда в преддверие парламентских выборов 2012 года президент поручил Тарону Маркаряну убрать из сквера Маштоца ларьки, против размещения которых активно протестовала общественность.