Шквал сигналов о "бомбах": кому выгодно выводить из строя экстренные службы Армении


10:30 , 21 июля, 2020
За последние три месяца новостные ленты агентств наводнили сообщения о "бомбах" в различных объектах как в столице, так и за ее пределами. К примеру, поступали звонки о взрывных устройствах, якобы заложенных в столичных торговых центрах "Далма Гарден Молл", "Ереван Молл", "Мегамолл", в компании "Аджарабет", Голубой мечети, в Национальном академическом театре оперы и балета им. А. Спендиаряна, в аэропорту "Звартноц".

Есть и свежий пример: 20 июля поступила информация сразу о трех "бомбах" в городе Армавир (Армавирская область) – в ТЦ "ИССО Молл", в филиале банка ВТБ и в магазине "Вигаро".

На каждый из этих объектов по вызову отправлялись десятки пожарных-спасателей и полицейских, которые проводили эвакуацию людей, вели поиски взрывных устройств. И каждый раз выяснялось, что сигнал – ложный.

Между тем, оперативные службы обязаны реагировать на любое сообщение, ведь никто не может дать стопроцентной гарантии, что оно ложное. Пожарные и спасатели каждый раз проводят скрупулезные поиски, чтобы убедиться в безопасности того или иного помещения.

Однако чем объясняется такое количество ложных звонков и как обнаружить "телефонных террористов"?

Эксперт по информационной безопасности Самвел Мартиросян в интервью Sputnik Армения заявил, что звонивших можно обнаружить по принципу "кому это выгодно".

"Можно выделить три возможные группы – внешние силы, внутренние силы и люди с психическими расстройствами. Если с третьей группой все понятно, то первые две преследуют какую-то выгоду, и их цель – нарушить работу оперативных служб. В случае с внешними силами можно заподозрить азербайджанскую сторону, в случае с внутренними – политических оппонентов нынешней власти", - считает Мартиросян.

Эксперт привел пример России, где несколько лет назад участились ложные звонки о бомбах. Российские оперативники обнаружили, что большинство сигналов поступало с территории Украины. Из-за множества звонков работа МЧС была существенно затруднена.

"У спецслужб есть свои механизмы определения абонентов, которые, конечно, не будут предаваться огласке. Но если человек завел протомейл (скрытый мейл), его найти не так уж и просто", - сказал Мартиросян.

Да, найти "телефонных террористов" совсем непросто. Об этом свидетельствует статистика полиции Армении. Так, за последние три месяца полиции удалось обнаружить лишь одного гражданина, сообщившего о якобы заложенной бомбе в международном аэропорту "Звартноц". Им оказался 32-летний житель села Сардарапат (Армавирская область). Следствие по этому делу продолжается.

"Все раскрытые дела публикуются на сайте полиции. Если будут новости о разоблачении авторов ложных звонков, информация об этом появится на сайте", - сказал представитель пресс-службы полиции Зарзанд Габриелян корреспонденту Sputnik Армения.

Правоохранительные органы отслеживают и проверяют каждый сигнал о заложенной бомбе. Если сигнал – ложный, то автора звонка могут привлечь как к административной, так и к уголовной ответственности. Согласно статье 181 Кодекса об административных правонарушениях Армении, заведомо ложный вызов государственной противопожарной службы, полиции, скорой медицинской помощи и иных специальных служб влечет за собой штраф в размере 30 тысяч драмов (свыше 60 долларов).

Однако звонок о заложенной бомбе может считаться и сообщением о теракте. Согласно статье 259 Уголовного кодекса Армении, ложное сообщение о готовящемся акте терроризма карается штрафом в размере от 200 до 400 тысяч драмов (400-800 долларов) или исправительными работами сроком от одного до двух лет, или лишением свободы сроком до трех лет.

Пресс-секретарь МЧС Эдмон Заргарян рассказал Sputnik Армения, что еще до пандемии коронавируса в службу "911" иногда звонили подростки.

"До карантина случалось, что в спасательную службу звонили подростки и пытались разыграть операторов", - сказал Заргарян.

В свою очередь Мартиросян считает, что нынешняя волна ложных сигналов о бомбах – дело взрослых, а не детей.

"Я сам был ребенком, и представляю, что ребенок может позвонить и наврать про бомбу в школе, если не хочет в этот день сдавать экзамен. Но зачем ему понадобились торговые центры и прочие объекты? Они совершенно неинтересны детям", - считает эксперт.

В случае если ложный звонок сделан подростком, не достигшим 16 лет (при уголовной ответственности – 14 лет), его не привлекают к административной ответственности: дело передается на рассмотрение комиссии по делам несовершеннолетних, которая устанавливает и применяет к подросткам дисциплинарные меры. Таких подростков ставят на учет в управлении по делам несовершеннолетних. Но за неисполнение обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних к административной ответственности привлекаются опекуны или родители несовершеннолетних.

Отметим, что цену ложного вызова нельзя приравнять к размеру штрафа или возможному уголовному наказанию виновных. Из-за ложных вызовов страдают и сотрудники оперативных служб, которым впустую приходится растрачивать свои ресурсы, и тысячи простых граждан, которые испытывают тревогу и стресс при эвакуации.