Большие надежды Зограба Мнацаканяна


10:20 , 15 апреля, 2020

10 апреля министр иностранных дел Армении Зограб Мнацаканян дал интервью Общественному телевидению. Основное место было уделено вопросам, связанным с доставкой граждан РА на родину, но, естественно, не обошлось и без Арцахского урегулирования. По понятным причинам тема конфликта вот уже более месяца оказалась в тени происходящих событий, однако наблюдатели и эксперты не устают предупреждать, что даже пандемия и плачевная ситуация с распространением коронавируса в Азербайджане и особенно в азербайджанской армии не останавливают Алиева от постоянных провокаций. Ответ министра оказался странным образом не адекватным реалиям.

Дабы не быть голословными, напомним вкратце события только последних двух недель.

ВЕЧЕРОМ 30 МАРТА АЗЕРБАЙДЖАН совершил попытку диверсии в направлении боевых позиций Ноемберянского района. Были обстреляны также села Баганис, Воскеван и Коти Тавушского марза. В результате двое армянских военнослужащих были ранены, осколочное ранение получил также 14-летний подросток – во дворе своего дома. Последнее обстоятельство указывает на то, что ВС Азербайджана обстреливают не только боевые позиции Армянской армии, но и гражданские объекты. МИД РА выступил с заявлением по этому поводу.

Спустя неделю Баку переместил активность на границу Арцаха. 5 апреля в результате выстрела противника был ранен 20-летний военнослужащий Армии обороны. Министерство обороны Арцаха заявило, что подобные провокации являются открытым пренебрежением властями Азербайджана призывов Генерального секретаря ООН Антониу Гутерриша к перемирию во всем мире, а также игнорированием обращения сопредседателей Минской группы ОБСЕ к сторонам конфликта строго соблюдать режим прекращения огня и воздерживаться от любых провокационных действий в период пандемии.

Сразу после этого в СМИ и соцсетях появились сообщения о том, что ВС Азербайджана проводят военные учения на расположенных у передовой линии полигонах. «Азербайджан продолжает «играть мускулами» даже в условиях глобального распространения коронавируса», - написал 10 апреля на своей странице в Facebook Ален Гулян, внимательно отслеживающий ситуацию в зоне конфликта и осуществляющий мониторинг азербайджанских источников, в том числе неофициальных.

По его словам, вначале проводились учения снайперов, затем с использованием артиллерии, танков и авиации. «Из распространенного пресс-службой Минобороны Азербайджана пресс-релиза выяснилось, что вчера проводились учения с вовлечением танков Տ-90, пушек-гаубиц Д-20, Д-30 и буксируемой пушки "Гиацинт-Б". Кроме того, вчера применялась также военная авиация (согласно кадрам участвовали по два самолета МиГ-29 и Су-25). Азербайджанские военные корреспонденты и живущие у передовой линии пользователи пишут, что самолеты совершали полеты также вдоль передовой линии. Согласно их сообщениям, полеты осуществлялись от Тартарского района до Физули (в направлении Мартакертского, Мартунинского и Гадрутского районов). Немногим ранее была опубликована информация о том, что сегодня прошли боевые учения с использованием реактивной системы залпового огня «Смерч», - написал Ален Гулян.

ВСЕ ЭТО, КАК И СТАТИСТИКА НАРУШЕНИЙ Азербайджаном режима прекращения огня, доказывает: ситуация на передовой в Арцахе, как и на границах Армении требует неослабевающего внимания и соответствующей реакции в том числе на дипломатическом уровне. Между тем ответ министра ИД вызывает серьезные сомнения в том, что в Министерстве владеют данной информацией и осознают серьезность ситуации.

По словам Мнацаканяна, коронавирус оказал определенное влияние на процесс мирного урегулирования Арцахского вопроса. «Со стороны Азербайджана были зафиксированы нарушения режима прекращения огня, и мы незамедлительно отреагировали на это, мы также использовали прямую связь. К сожалению, у нас было трое раненых, одним из которых был 14-летний подросток», - сказал он.

Далее министр подчеркнул, что приоритетом является строгое соблюдение режима прекращения огня. «Я надеюсь, что азербайджанская сторона также будет нести эту ответственность, прежде всего, перед своим народом, так как все мы знаем, что коронавирус не обошел никого. И в этих условиях более чем безответственно совершать такие нарушения, и я надеюсь, что азербайджанская сторона, в конце концов, проявит большую ответственность», - заявил глава МИД.

То есть министр иностранных дел Армении взывает к властям Азербайджана с благодушным призывом «нести ответственность» перед своим народом, и выражает надежду на проявление этой «ответственности». То есть, из Баку продолжают стрелять, в том числе по населенным пунктам Армении, снайперы целятся и ранят наших солдат в Арцахе, ВС Азербайджана проводят возле границ Арцаха демонстративные военные учения с использованием тяжелой военной техники и РСЗО «Смерч», а армянский министр всего лишь выражает надежду на ответственность властей геноцидальной страны. Которой наплевать даже на собственный народ, уже не говоря о призывах ООН, сопредседателей и всего остального мирового сообщества.

ПРОСТИТЕ, Г-Н МНАЦАКАНЯН, ВЫ ЭТО СЕРЬЕЗНО? Вы действительно надеетесь, что власти Азербайджана во главе с покровителем убийц армян Ильхамом Алиевым прислушаются к вашим умилительным призывам и внезапно вспомнят об ответственности? Вам неизвестно, что они ответственны только и только перед Турцией за продолжение геноцидальной политики в отношении Армении и Арцаха? Или «подготовка народов к миру» продолжает быть нашим все и вся     даже в условиях, когда диверсии и обстрелы противника ранят армянского подростка во дворе его дома? Призывы и надежды – это все, что вам есть сказать  азербайджанским властям?

Если это так, то вы не владеете ситуацией и оцениваете ее неадекватно. Если же это просто дипломатия, то она давным-давно неуместна и неприемлема в противостоянии с таким врагом, как Азербайджан и стоящая за ним Турция. Потому что время и реалии вот уже четвертый десяток лет диктуют армянской дипломатии императив быть адекватной не нормам дипломатической этики, а жестоким реалиям региона и интересам армянской государственности, которой угрожают уничтожением, и армянского народа, которому угрожают повторением геноцида. Все это происходит ежедневно, наглядно и агрессивно и требует со стороны Армении соответствующей реакции, а не сопливых призывов и выражения пустой надежды. Оставьте это посредникам, давно поднаторевшим в искусстве лицемерия и порочного паритета, которые даже не сочли нужным отреагировать на обстрелы Азербайджаном армянских приграничных сел.

ПОДЧЕРКНЕМ ЕЩЕ ОДНО ОБСТОЯТЕЛЬСТВО: интервью Зограб Мнацаканян давал 10 апреля – в день одной из самых страшных трагедий армянского народа. В день, названный баронессой Керолайн Кокс «современной Голгофой», вошедший в историю арцахского противостояния как одно из наиболее ярких проявлений геноцидальной политики Азербайджана. В день распятия Мараги. Но Зограб Мнацаканян ни словом не обмолвился об этом, не вспомнил, что 10 апреля 1992 года около 50 мирных жителей арцахского села Марага были самым жестоким образом убиты, а их палачи награждены теми, кого он призывает к «ответственности» и с кем связывает какие-то нелепые надежды.

О дне памяти Мараги «забыл» не только министр, но и возглавляемое им Министерство, которое в этот день, как правило, всегда выступало с соответствующим заявлением. Например, в прошлом году в заявлении говорилось: «Совершенные против мирного населения Арцаха систематические массовые зверства, их безнаказанность и героизация стали частью последовательной политики Азербайджана и получили новые проявления спустя 24 года со дня событий Мараги во время апрельской агрессии Азербайджана против Арцаха. Сегодня мы чтим память жертв резни Мараги, вновь подтверждая нашу решимость по предотвращению повторения подобных массовых убийств и по обеспечению безопасности народа Арцаха на своей родине».

Почему же в этом году МИД РА не выступил с заявлением? Прозвучавшие в соцсети Фейсбук вопросы в связи с этим остались без ответа, как остаются без ответа весьма актуальные и важные вопросы, адресованные экспертами Министерству ранее. На это фоне и с учетом сказанного Мнацаканяном в интервью ОТА забывчивость, как это ни печально признавать, была бы наиболее приемлемой, пусть даже непростительной, причиной.