Национально-культурные автономии армян России: жить стало не лучше, но зато веселее


15:10 , 13 июля, 2013

Федеральный закон “О национально-культурной автономии” N 74-ФЗ, подписанный Президентом Российской Федерации Б. Ельциным 17 июня 1996 г., явился по существу первым федеральным законом, определяющим правовые основы национально-культурной автономии в Российской Федерации и создающим правовые условия взаимодействия государства и общества для защиты национальных интересов граждан Российской Федерации в процессе выбора ими путей и форм своего национально-культурного развития.
Автономия основывается на принципах, также определенных законом: свободное волеизъявление граждан, многообразие форм внутренней организации национально — культурной автономии, уважение языка, культуры, традиций и обычаев граждан других этнических общностей. И, что нужно подчеркнуть, сочетание общественной инициативы с государственной поддержкой. Например, общество, община или союз такую поддержку  по статусу получать не имеют права, а автономия может. 

Еще печатный “Юсисапайл” писал о том, что  “новый всплеск организационного творчества московских армян вызвал принятый в июне 1996 года Закон о национально-культурных автономиях. В округах столицы начали создаваться автономии, но так как в Юго-Западном округе на базе одной-единственной окружной автономии (председатель С.С. Григорян) умудрились зарегистрировать общегородскую автономию (3 сентября 1997 года), этот процесс с самого начала принял болезненные формы. За достаточно короткий срок в Москве были зарегистрированы еще 9 автономий. 15 февраля 1998 года в гостинице “Арбат” они провели учредительную конференцию по созданию легитимной общегородской структуры, но из этого, к сожалению, ничего не получилось”.
Здесь надо добавить, что Закон жестко регламентирует публичность всех действий по созданию НКА. Так, надо за 3 месяца до учредительного собрания публиковать в прессе информацию о таком намерении; именно поэтому в печатном “Юсисапайле”  появились несколько таких объявлений. В итоге, в Москве было зарегистрировано 10 окружных НКА – Айвазян Михаил (НКА Центрального округа); Аракелян Армен (НКА Северного округа); Гадзиян Аршак (НКА Зеленограда); Григорян Самвел (НКА Юго-Западного округа); Мушегян Вардан (НКА Южного округа); Погосян Нателла  (НКА Северно-Западного округа); Саркисян Паруйр (НКА Западного округа); Тевосян Владимир (НКА Юго-Восточного округа); Тер-Саркисян Армен (НКА Восточного округа) и Успенская Гоар (НКА Северо-Восточного округа), а также два общемосковских – Региональная армянская НКА г. Москвы (Самвел  Григорян) и РОО – Армянская НКА г. Москвы (Норайр Теванян).
Как видно из фамилий, действующими лицами были активисты двух конкурировавших структур – Московской армянской общины и Армянской общины города Москвы. Не менее активным в этом процессе был также тогдашний Глава епархии архиепископ Тиран Кюрегян, у которого даже какое-то время хранились печати девяти  НКА.

Потом в судебном порядке эти структуры стали по очереди ликвидироваться  на том  основании, что в течение первых трех лет  они фактически не действовали и в соответствии с российским законодательством не представляли никакой информации о своей работе.

С появлением Союза армян России это уникальное московское явление “человеко-печатей” перекинулось на регионы, где по требованию саровцев стали ликвидироваться действовавшие общины и общества, чтобы с тем же контингентом людей создать региональное отделение САР и параллельно региональную НКА, во главе которых становился местный бизнесмен.

И вот в ноябре 2012 года в обстановке строжайшей секретности в Москве провели учредительный съезд, в котором участвовавали  представители семи регионов из девяти, в которых сумели зарегистрировать национально-культурные автономии армян.  Президентом был избран руководитель национально-культурной автономии армян Ивановской области, он же председатель регионального отделения САР Ивановской области предприниматель Артуш Гришаевич Гарибян. Любопытно, что этот бизнесмен-меценат является также членом Союза армянских дворян в ипостаси Князя.