Бывший генеральный прокурор Армении Геворк Костанян готов вернуться, если ...


10:10 , 4 февраля, 2020

Бывший генеральный прокурор Армении Геворк Костанян заявил о готовности хоть завтра вернуться в Ереван и публично ответить на все вопросы органа предварительного следствия.

Текст заявления Геворка Костаняна приводит ФактИнфо:

«Уважаемые граждане, несмотря на то обстоятельство, что предъявленное мне обвинение лишено юридического, логического и предметного основания, выражаю свою готовность завтра же вернуться в Армению и публично ответить на все вопросы следствия. Причем, чтобы это имело место в открытом формате и дабы наше общество поняло, что на самом деле происходит, предлагаю организовать публичную дискуссию у премьер-министра РА или в прямом эфире – с участием начальника Специальной следственной службы, генпрокурора, ученых-юристов и международных экспертов.

Одновременно, с учетом масштабности дела “1 марта”, в том числе однобокого представления властями этого вопроса на различных международных площадках, считаю и настаиваю также на том, чтобы на эту публичную дискуссию пригласили и в ней приняли участие представители Совета Европы и ЕС в Армении и другие послы (если у властей возникнут трудности с приглашением представителей СЕ и ЕС в Армении и других послов на эту дискуссию и обеспечением присутствия иностранных юристов, я обеспечу их присутствие). Выбор участников обсуждения и их число оставляю на усмотрение премьер-министра Армении.

Хотя я не являюсь сторонником публичного обсуждения уголовных дел, однако мое требование отвечать на вопросы публично обусловлено в основном двумя причинами:

1. Подчеркнутой и однобокой публичностью общественного обсуждения дела “1 марта”,  в том числе на международных площадках и на уровне послов различных стран,

2. нынешним стилем работы правоохранительных органов. Правоохранительные органы через СМИ, без каких-либо обоснований, публикуют решения о предъявлении обвинения и другие процессуальные документы, а провластные СМИ посредством исключительно однобокого освещения создают у общества впечатление виновности конкретного человека, иллюзию, скрывая подлинные обстоятельства, что произошло и в случае со мной.

Конечно, все, что я хочу сообщить, могу опубликовать и посредством какого-либо заявления, находясь за пределами Армении. Однако мое предложение обусловлено тем, что я даже готов вернуться, прекрасно осознавая, что после этого совещания меня арестуют. Однако наше общество надо посредством вопросов и ответов информировать не только об основаниях и причинах предъявления мне обвинения, но и особо важных обстоятельствах дела “1 марта”, которые скрывают от общества под предлогом тайны следствия.

Посему я предлагаю и настаиваю на том, что по взятому ими же на вооружение принципу(открыто и прозрачно) Вам должны обосновать содержание опубликованных ими документов, потому что без каких-либо доказательств можно делать любые заявления и обвинять любого человека и вменять ему в вину все что угодно.

Кстати, в этом смысле, прежний "открытый, прозрачный, демократичный и публичный" стиль работы правоохранительных органов изменился под предлогом "тайны предварительного следствия". Однако по этому вопросу тайны предварительного следствия больше нет, поскольку Специальная следственная служба в своем сообщении обнародовала не только обстоятельства дела, но и имена свидетелей и их показания, по сути. А какие показания дали эти свидетели и в обмен на что, сообщу в ходе публичного совещания.

Хочу верить в то, что премьер Армении в особенности будет заинтересован в подобной открытой дискуссии по двум причинам: во-первых, поскольку глава правительства объявил приоритетом прозрачность и открытое общение с народом. Во-вторых, подобная дискуссия позволит премьеру оценить уровень профессионализма работы подведомственных ему правоохранительных органов и достоверность и обоснованность правовых нюансов, о которых ему докладывают в кабинете. Иными словами, премьеру, как минимум, представится возможность убедиться в том, имеет ли под собой основание дело, о котором ему доложили в кабинете, или это всего лишь заявления.

Заявляю со всей ответственностью,

если в ходе указанной открытой дискуссии правоохранительным органам РА удастся представить мне хотя бы одно мало-мальски вразумительное доказательство или обоснование (я не говорю о совокупности доказательств), подтверждающие предъявленное мне обвинение, то я  готов понести уголовную ответственность – по всей строгости закона.

Более того, заявляю также, что если на этой публичной дискуссии я не смогу обосновать каждое сказанное мною слово – не только по Конституции РА, законами, положениями международного уголовного права и прецедентным правом ЕСПЧ, но и, по меньшей мере учебниками по уголовному праву Армении и других стран, то, даже если правоохранительные органы не представят ни одного доказательства, обосновывающего мою виновность, я и в этих условиях готов нести любую ответственность.

После уточнения даты, времени, места и формата обязуюсь быть в Армении за день этого».

Костанян заявил также, что в основе его предложения лежит и глубинная причина. Обращаясь к потерпевшим по делу «1 марта», их родственникам и лицам, действительно озабоченным раскрытием этого дела, Костанян отметил, что путь, по которому в настоящее время идет правоохранительная система, не отвечает на вопрос, в каких обстоятельствах погибли и получили ранения их родственники, кто в действительности виноват в их смерти. 

«Разве вы не видите, что привлечением по делу разных громких имен предпринимается попытка отвлечь внимание общественности от их неспособности или отсутствия желания найти настоящих виновников убийств 1 марта. Заявляю, что  в условиях наличия желания и соответствующих профессиональных навыков за этот период можно было многое сделать для раскрытия обстоятельств смерти 10 человек, что, к сожалению, не было сделано. Причина весьма глубинная, и для этого дело “1 марта” специально политизируется сверх меры. На передний план выдвинуто не профессиональное расследование для раскрытия обстоятельств смерти людей, а тактика по использованию этого дела в политических целях и обеспечению PR-эффекта», – отмечается в заявлении.

По словам Костаняна, если в действительности есть желание предпринять реальные шаги, нацеленные на раскрытие дела смерти 10 человек 1 марта и установить настоящих виновников, то с учетом множества новых обстоятельств в деле, которых не было в годы его пребывания в должности, он готов своими профессиональными навыками и имеющейся информацией посодействовать в раскрытии фактов смерти 10 человек и виновников.

При этом он указал, что, как прежде, так и впредь будет отказываться становиться участником бессодержательных политических шоу.