10:20 , 4 января, 2020Убитый американцами командующий ударным подразделением Корпуса Стражей Исламской Революции «Аль-Кудс» был главной движущей силой в распространении влияния Ирана на Ближнем Востоке и по всему миру. Его уход со сцены повлияет немедленно на весь баланс сил на Ближнем Востоке.
Речь идет о высококлассном боевом генерале, отличившемся в ходе войны между Ираном и Ираком в восьмедисятых, унесшей около миллиона жизней. Он был мастером по организации подрывных операций, гроссмейстер террористического искусства. Верный идеологии аятоллы Хоммейни, Касем Сулеймани искренне верил в проторенный реками крови путь к гегемонии шиитской идеи на Ближнем Востоке, а в более отдаленной перспективе — во всем мире.
Попытка представить его обыкновенным генералом, устраненным в порыве мстительности, не выдерживает критики. Именно Сулеймани оказывал прямую поддержку Хамасу, Хезболле, Исламскому джихаду и прочим группам террористов, взрывавших автобусы в Израиле, расстреливавших прохожих. Американцы прямо указывают на шестьсот своих граждан, погибших вследствие деятельности командира «Аль-Кудс». Сулеймани руководил боевиками на Ближнем Востоке и во многих странах мира, занимавшимися именно террором.
В то же время у него лично были прямые заслуги в сохранении режима Асада в Сирии и недопущении «Братьев-мусульман» (запрещенная в РФ террористическая организация к власти там. Опытный и изворотливый стратег, он сыграл важную роль в ликвидации ИГ (запрещенная в РФ террористическая организация) в Сирии и в Ираке. В том же Ираке его имя связывают с жестоким убийством сотен демонстрантов в ходе последних беспорядков там.
Зарвавшиеся аналитики обвиняют американского Президента в поспешности и чуть ли не игре с огнем. Однако все они махом позабыли, как Дональд Трамп распорядился не реагировать на уничтожение Ираном половины саудовских нефтяных полей и других актов прямой агрессии. Президент Трамп повторял из разу в раз, что применит силу, если жизнь американцев окажется под угрозой. Его сдержанность были предметом критики в США и за рубежом.
Все изменилось после гибели американского контрактника и осады американского посольства в Ираке. По донесениям разведки, Сулеймани стоял за попыткой захвата посольства США и планировал крупные теракты против американских объектов. Похоже, в Тегеране восприняли сдержанность Трампа как слабость и неготовность к решительному ответу.
Если верить публикациям, то после очередного акта агрессии со стороны Тегерана несколько месяцев назад на столе президента Трампа лежал план удара по целям из Ирана, который мог привести к гибели 150 людей. Он отказался дать разрешение на такую акцию. Ликвидация Сулеймани — точечный удар, увенчавшийся гибелью главного врага и его ближайшего соратника.
Кликушествуют в эти часы, что удаление с поля боя командира «Аль-Кудса» только укрепит фанатиков. Сулеймани считался реальным кандидатом на пост президента Ирана на следующие выборы от наиболее яростных последователей идей Хоммейни. Обещают огонь и смерть по всему нашему региону и не только.
Однако реальный опыт указывает на обратное. Гибель командира боевиков или главаря террористической структуры ведет к ослаблению или закату, но никак не укрепляют сообщество бесноватых.
Десять лет назад Израиль ликвидировал главного боевого командира Хезболлы Имада Мугнию. Его устранение оказалось невосполнимой потерей для оперативной деятельности шиитских исламистов в Ливане и окрестностях. Серия удачных ликвидаций в секторе Газа в 2003 году привела к концу кровавой волны, унесшей жизни сотен израильтян.
А как повлияла ликвидация Басаева и других боевых командиров на установление мира на Северном Кавказе? Никакой эскалации за этими операциями не последовало.
Добавим к этому опыт ликвидации Бин-Ладена и Аль-Багдади. Найдем исключение в лице удачливого лидера Хезболлы Насраллы, сменившего ликвидированного предшественника.
Если мы опираемся на опыт прошлого, то скажем с точностью до 95%, что устранение Касема Сулеймани приведет к снижению напряженности на Ближнем Востоке и в мире.
Определенная доля сомнения должна быть соблюдена. Лидерам Ирана будет страстно хотеться ответить на ликвидацию увесисто и болезненно. Взорвать где-то американское посольство, например. Речь идет об устранении второго или третьего по влиянию человека в Иране.
Но любые эмоциональные шаги со стороны Тегерана приведут к решительным ударам, способным поставить под угрозу продолжение существования режима. Им плохо и ответить, и не ответить. Ждем и наблюдаем. Будем осторожны с прогнозами