Что приоритетнее - здравоохранение или экономика? Или культура будущих поколений?


11:30 , 11 декабря, 2019

Парламент одобрил в первом чтении активно обсуждаемый в последние месяцы антитабачный закон. Депутаты в ходе обсуждения проекта также проявили немалую активность, однако профессионального обсуждения ни в медицинском плане, ни в экономическом не получилось. А все потому, что предлагаемый Минздравом закон ставит перед серьезной дилеммой: здравоохранение или экономика?

ЗАКОНОПРОЕКТ "О профилактике и снижении вреда, наносимого здоровью в результате использования табачной продукции и ее заменителей" вместо серьезного обсуждения его состоятельности в смысле здравоохранения и экономики стал поводом для лекций и демонстрации депутатами своих познаний по медицине, этике и экономике. Обсуждение свелось к конечной цели законопроекта: заложить культуру некурения для будущих поколений. Ну а курить или нет - каждый решает для себя сам. Государство просто способствует этому, вводя на законодательном уровне ограничения.

По словам замминистра здравоохранения Лены Нанушян, после принятия закона курение будет запрещено во всех закрытых помещениях. Ограничения коснутся общественного и личного транспорта, детских площадок, медицинских, образовательных и культурных учреждений. Будут введены ограничения также по части продажи сигарет, продвижения табачной продукции и рекламы. Курение за рулем водителю частного авто обойдется штрафом в 10 тысяч драмов. Штраф за нарушение положений антитабачного закона предусмотрен в размере 150-200 тысяч драмов для должностных лиц и в размере 50 тысяч для физических лиц. В случае повторения нарушения в течение трех месяцев штраф удваивается. Кстати, отсутствие запрещающей курение таблички в учреждениях тоже будет штрафоваться - в размере 100 тысяч драмов.

Впрочем, Нанушян кроме положений проекта привела еще и статистику заболевших из-за курения, негативное воздействие курения не только на здоровье граждан, но и на их карманы, а также перечень болезней, к которым ведет курение. Именно это и стало темой претензий к замминистра.

ЗАПРЕТ НА КУРЕНИЕ в закрытом помещении отнюдь не способствует сокращению курения, как убеждает Минздрав, заявила депутат фракции СА Ани Самсонян. Лусине Бадалян, депутат фракции власти, которая убеждена, что фракция власти не является политической опорой правительства, что так было раньше, при прежних властях, а у нынешних свои каноны политологии, заявила, что фракция "Мой шаг" выступает за борьбу с курением, но… Тот перечень болезней, который перечислила Нанушян, не имеет ничего общего с курением. В частности, курение не является следствием ревматоидного артрита. В отличие от Бадалян, другой мойшаговец Армен Памбухчян, придерживается прямо противоположного мнения по части политической опоры. Депутат признался, что в соцсетях часто выступал против законопроекта, однако он проголосует за проект в знак солидарности с правительством. Депутат из МШ Кристине Погосян уверена, что за заседаниями НС наблюдают и дети, поскольку, по ее словам, они очень политизированы. Посему она обратилась с трибуны НС к детям, призвав их помнить, что курение вредно и чтобы они не слушали выступающих с парламентской трибуны дядь и теть.

 Немного серьезности в обсуждение весьма важного законопроекта попытались внести оппозиционные депутаты. Хотя замминистра и не согласилась с утверждением депутата фракции ПА Микаела Мелкумяна, что в данный момент этот закон противоречит положениям ЕАЭС, однако коллегу поддержал руководитель комиссии по экономическим вопросам Бабкен Тунян. Он также подтвердил, что антитабачный документ входит в противоречия с положениями ЕАЭС. Посему нуждается в серьезной доработке ко второму чтению.

Депутаты из фракции СА все интересовались: где министр Арсен Торосян, который усердно лоббировал этот проект? По их мнению, было бы правильнее, чтобы именно он представлял этот документ. Поскольку в ходе обсуждений, по словам Геворка Горгисяна, с министром были достигнуты договоренности. Но они не нашли места в проекте. По словам депутата, в документе нет конкретных цифр - ни по части здравоохранения, ни по части экономики. Армен Егиазарян сообщил, что фракция СА получила более 3 тысяч обращений от собственников малого бизнеса с просьбой не запрещать выставочные стенды в ларьках, поскольку последние получают от этого дополнительную прибыль.

ЭТО ВСЕ ИНСИНУАЦИИ И СПЕКУЛЯЦИИ, парировал вице-спикер НС Ален Симонян. Однако Армен Егиазарян в ответ попросил воздержаться от спекуляций, отметив, что фракция СА выступает за борьбу с курением. Однако это не отменяет наличия в связи с введением закона экономических проблем. Большинство из 3 тысяч ларьков находятся в марзах, и да, запрет на демонстрацию стендов нанесет им и, соответственно, бюджету серьезный урон, продолжил Геворк Горгисян.

Примечательно, что с критикой законопроекта выступили также руководители комиссий по вопросам здравоохранения Нарек Зейналян и по экономическим вопросам Бабкен Тунян. Первый резко раскритиковал приведенный Минздравом в обоснование документа перечень заболеваний, к которым приводит курение, а второй отметил, что приведенная Леной Нанушян польза от проекта неубедительна. "Не хотелось бы, чтобы создалось впечатление, что здравоохранные интересы приоритетнее экономических или наоборот. Мы стремимся, чтобы эти интересы взаимодополняли друг друга", - заключил Тунян.