«Бархатная революция» в Азербайджане: Чего ожидает Москва?


14:48 , 4 декабря, 2019

Внутриполитические события в Азербайджане вступили в крайне активную фазу.

Парламент Азербайджана (Милли Меджлис) на специальном заседании объявил о самороспуске.  

Ранее состоялось экстренное заседание политсовета правящей партии «Новый Азербайджан» («Ени Азербайджан»), на котором было принято решение о роспуске парламента. В следующем году в Азербайджане ожидаются внеочередные парламентские выборы.Несмотря на то, что многим на первый взгляд, перешедшие в активную фазу внутриполитические процессы в Азербайджане могут показаться неожиданными, но на самом деле, это фаза внутренних трансформаций, в которой сейчас оказалась власть Алиева, является логическим продолжением всех процессов, которые начались в этой стране еще несколько месяцев назад.

Нынешние события многими преимущественно квалифицируются как продукт интенсификации внутриклановой борьбы в Азербайджане.

На самом деле, однако, даже если и есть борьба, то она, очевидно, носит довольно «бархатный» характер, что дает повод выразить убеждение в том, что происходящее, тем не менее, является заранее согласованным процессом между кланами Алиева и Пашаева, результатом которого станет передача рычагов власти от одного другому.

Алиев решил передать бразды правления страной своей супруге, с одной стороны, чтобы не разорвать нить наследования власти, а с другой, чтобы получить возможность уйти мирно, с полной уверенностью в том, что он не будет нести ответственность за то, что сделал или не сделал.

В то же время, следует считать примечательной позицию России относительно всего того, что происходит в Азербайджане.

Только того, что Алиева была вознаграждена Путиным именно в это время и удостоилась весьма теплой оценки, уже достаточно, чтобы утверждать, что Кремль отнюдь не выступает в роли наблюдателя издалека и  более того непосредственно участвует в внутриазербайджанских процессах. Москва держит руку на пульсе и полностью контролирует ситуацию.

Параллельно визиту Лаврова в Баку МИД России распространил комментарий по Арцахскому вопросу, выразив уверенность в том, что «конфликт может быть урегулирован исключительно политико-дипломатическими средствами, путем диалога между сторонами».

Одновременно Москва вновь подтвердила свою готовность приложить все усилия для исключения конфликта.

Это заявление, которое, по сути,  созвучно духу ранее сделанных заявлений Лаврова в Ереване, особенно актуально в контексте разгара ситуации в Азербайджане.

МИД России, по сути, еще раз напоминает Баку об интересах России в регионе, которые в условиях нынешней геополитической конъюнктуры исключают вариант войны.

Насколько решающим является фактор исключения войны во внутриполитических процессах Азербайджана?

Если исключение угрозы войны с азербайджанской стороны является жизненно важной необходимостью для Москвы, то, фактически, в основу логики процессов, проходящих под эгидой Кремля, должно  быть заложено обстоятельство укрепления мира, хотя, с другой стороны, непонятно, как Алиева, намеревающаяся слушать мугам в Карабахе, объяснит внутренней аудитории свое миролюбие в этом случае. 

Отражают ли такие заявления реальные настроения Пашаевых или это всего лишь прикрытие для служения внутриполитическим интересам Алиевой?

Возможно, жена Алиева хочет доказать азербайджанцам, что она не менее патриотична или принципиальна, чем ее муж, чья армянофобия давно превратилась в основной политический капитал: на этом фоне откровенно миролюбивые заявления могут испортить дело.

Фактически, следует отметить, что после смены власти в Армении аналогичный процесс, но на этот раз с внутридворцовым проявлением, происходит в Азербайджане, и весьма вероятно, что эта синхронность на самом деле не случайна. С другой стороны, вопрос будет или нет мир, бесспорно, не является единоличным решением той или иной сверхдержавы: арцахский вопрос- частичка в мозаике глобальной безопасности, судьба которого не может зависеть от прихотей одной сверхдержавы.

Следует понимать, что судьба вопроса во многом зависит от процессов, происходящих вокруг Ирана, и для Запада арцахская проблема важна прежде всего в контексте иранской дилеммы.

Правда, западная политика, направленная против Ирана, носит продолжительный характер, но, по крайней мере, пока не обозначается четкая предпосылка начала военных действий против этой страны.

Эта тема в какой-то мере заморожена, что, в свою очередь, означает, что Арцахский вопрос вышел из приоритетной повестки западных держав: миссия по поддержанию стабильности в регионе в основном возложена на Москву, которая, играя на разных нитках, стремится исключить тотальное столкновение.