Причина - неэффективность процесса переговоров и встреч. Эксперт: Потеря o потерях Вооруженных сил Армении и 3 раненых в результате обстрела на азербайджано-армянской границе в последние дни


11:00 , 16 августа, 2019

13 августа контрактник был ранен в результате выстрела противника на границе с Арменией. За последние 20 дней у Вооруженных силы Армении одна потеря солдата в результате обстрела противника на армяно-азербайджанской границе, и было зафиксировано два случая ранения. Tert.am побеседовал с военным экспертом, членом АРФ Дашнакцутюн Артуром Егиазаряном о причинах эскалации напряжения на границе Азербайджана и ее последствиях.

- Господин Егиазарян, 27-28 июля армянская армия имела двух раненых и одну жертву на границе с Арменией, а за день до того, как стало известно, что еще один армянский солдат был ранен. Чем вы объясняете рост напряженности именно на границе с Арменией?

- Нельзя однозначно сказать, чем обусловлено напряжение, но оно находится в рамках того политического курса, который Азербайджан принял в отношении Армении. Я думаю, что это показывает, что переговорный процесс, встречи неэффективны, и Азербайджан не меняет свой политический курс, свои подходы, держа границу в постоянном напряжении. В свое время были предложения по созданию механизмов контроля на границе, но, как мы видим, Азербайджан не пошел на этот шаг, и он сохраняет прежний почерк в своем поведении.

- Напряженность на границе с Арцахом почти всегда присутствует, но на границе с Арменией обострения  происходят время от времени. Интересно, что последние 20 дней события разварачиваются именно на границе с Арменией.

- Азербайджан и Турция ведут серьезную подготовку. Если вы помните, на территории Азербайджана прошло несколько масштабных военных учений, совместно с Турцией были проведены также учения в Нахичеване. И в них, например, были учения типа того, как вести артиллерийский огонь из низких точек в горных условия, а горная страна, прилегающая к Азербайджану, я думаю, понятно, кто это. То есть они находятся в четком процессе подготовки к войне. Конечно, я не предполагаю, что война случится очень скоро, но в любом случае я думаю, что враг готовится и при благоприятных политических условиях, когда где-то в другом месте возникнет напряженная ситуация, и внимание всего мира отвлечется, не исключено, что они используют это обстоятельство. Мы должны быть очень бдительны и постоянно находиться наготове.

- Поскольку напряжение прямо на границе с Арменией, разве факт того, что Армения является членом Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), не играет здесь никакой роли?

- Когда в моменты такой напряженности в Арцахе было предложено, чтобы ОДКБ выразила мнение, тогда они ответили, что Арцах выходит за эти рамки. Но здесь уже непонятно, если такие события происходят на границе с Арменией, почему этими случаями пренебрегают, и нет ответа. Конечно, это не приветствуется, и я считаю, что это нарушение основных принципов ОДКБ.

- Должно ли само ОДКБ выступить с ограничительными заявления или Армения должна обратиться к этой структуре, за которой уже последует заявление от нее?

- Механизмы таковы, что я считаю, что в таких случаях государства-члены ОДКБ должны, если у них возникнет вопрос границе, очень быстро информировать руководство ОДКБ и, должна быть реакция от ОДКБ. Поэтому, если ты являешься членом этого учреждения, оно также должно выступить и выразить точку зрения. В противном случае существование таких структур не имеет смысла. Если они не отзываются сегодня, то если завтра будут военные действия, то какую уверенность можно иметь в том, что она может содействовать в регулировании проблем и обеспечить безопасность?

- В начале  вы также упомянули, что усиление напряженности на границе с Арменией показывает, что Азербайджан недоволен процессом переговоров. Так как же действовать ластям Армении в данном случае?

- Нынешние власти должны усилить военную мощь, укрепить Армению и предпринять определенные шаги, чтобы обуздать «аппетит» противника. Сейчас мы находимся в состоянии войны, в режиме прекращения огне, но не в мирном состоянии, период с 1994 года это время непрерывной войны. А для такого противника, как Азербайджан, который понимает только язык силы, должны быть предприняты определенные меры, чтобы он не вышел из своих рамок. Чем больше мы проявляем «гуманистический» подход, тем более цинично себя будет вести и наглеть враг. Поэтому я думаю, что некоторые меры предосторожности должны быть приняты в этом направлении.

- Но параллельно с этим должны ли проходить переговоры между сторонами?

- Конечно, это подход армянской стороны, что мы выступаем за урегулирование проблемы путем переговоров, но это не означает, что мы должны терпеть вторжение противника в процессе переговоров.