Манипуляция или спасение лица: армянские власти не находят формулу веттинга


11:10 , 19 июля, 2019

Темы веттинга и реформирования Конституционного суда остаются приоритетными в представленной властями публичной повестке. Однако эксперты считают, что кое-что пошло не так.

Накануне премьер-министр Армении Никол Пашинян, касаясь нашумевшего термина, заявил, что для него самого суть и цель веттинга в том, чтобы решения суда не ставились под вопрос, учитывая его независимость, беспристрастность и принципиальность. Веттинг, по его словам, не самоцель, а средство достижения этой цели.

Политолог Степан Даниелян в беседе со Sputnik Арменияотмечает, что премьер-министр попытался дать какое-то объяснение и силовому прекращению работы судов (что является нарушением Конституции) и заявлению судьи Ваге Григоряна, провозгласившему себя главой КС. Но все это выглядит неубедительно.

Он отметил, что если с КС есть проблемы, то они должны быть решены правовым путем, не исключая возможные конституционные изменения. Венецианская комиссия это подтвердила, а "остальное – демагогия".

Что касается веттинга и переходного правительства, то это "сырые", нехорошо продуманные идеи. По мнению Даниеляна, они преследуют пиар-цели и должны продемонстрировать, что после революции что-то меняется.

"Это простая манипуляция, демагогия. Для меня было понятно, что они не будут реализованы. Сейчас говорят - что веттинга не будет, будет проверка деятельности судей - что всегда было и будет. Другой вопрос, что в свое время она была неэффективной", - отметил Даниелян.

Политолог не считает, что смягчение позиции властей по поводу веттинга стало следствием формулировок в протоколе Венецианской комиссии. Это произошло намного ранее - во власти есть нормальные юристы, которые, по мнению Даниеляна, предупредили, куда все это ведет.

Более того, скорее всего, свои опасения высказали и международные эксперты на разных встречах с представителями Армении.

По словам Даниеляна, проблема в том, что власти не могут объяснить обществу отказ от основных "гвоздей", которые должны были доказать, что произошла революция. Они не хотят публично признать, что отказываются от резких антиконституционных и противозаконных действий.

"Это вопрос имиджа", - подчеркнул Даниелян.

Юрист, специалист по международному праву Ара Казарян считает, что подходы власти не изменились, но они не знают, как добиться желаемого.

"Никто не может предложить механизм. А не может потому, что закон не позволяет. По закону существует уже один механизм – статья 213 Конституции (Пребывание в должности членов и председателя Конституционного суда)", - сказал Казарян.

Он отметил, так как Армения провозгласила себя страной с верховенством права, то она должна уважать статью 213 Основного закона, как бы не относились к членам КС власти. Механизма "попрощаться" с ними нет, единственный вариант – они сами должны написать заявление.

Смысл принципа несменяемости судей заключается в том, чтобы судебная система не подчинялась политической целесообразности и остальным ветвям власти. Это основа европейского конституционного права, и Армения, как член СЕ, ее приняла.

"Если мы решим в жесткой форме попрощаться с судьями КС, то приобретем новый суд, но потеряем намного большее. Мы потеряем уважение к закону, нарушим основы конституционного права", - сказал Казарян.

Европа основывается на трех элементах конституционного права - это демократическое самоуправление, права человека и верховенство закона.

"Мы сконцентрировались на демократическом самоуправлении и говорим, что у нас были хорошие выборы, народ сменил власть. Но где остались права человека и верховенство закона. Если мы выделим только первый пункт, то вскоре заметим, что превратились в тоталитарное государство", - отметил Казарян.

Напомним, что, говоря о Конституции, Пашинян заявил, что не считает правильным ее частые изменения, хотя в Армении никогда не было полностью легитимного основного закона. С другой стороны, он не исключает возможности внесения поправок. Что касается нынешнего Конституционного суда, то премьер уверен: его приватизировал глава КС Грайр Товмасян.