О важности московской встречи глав МИД Армении и Азербайджана


13:00 , 17 апреля, 2019

Доцент кафедры зарубежного регионоведения и внешней политики Российского государственного гуманитарного университета, политолог Сергей Маркедонов для телеграм-канала Bunin & Co прокомментировал состоявшуюся 15-го апреля в Москве рабочую встречу министров иностранных дел Армении и Азербайджана. 

"Зограб Мнацаканян и Эльмар Мамедъяров выразили готовность "продолжить усилия по урегулированию нагорно-карабахского конфликта политико-дипломатическими средствами". На первый взгляд, никакой новизны, формул, которые можно было бы рассматривать, как признаки, если не прорыва, то прогресса на пути урегулирования многолетнего противостояния", - пишет он.

Однако, по словам эксперта, было бы неверно судить о значении московской встречи, опираясь исключительно на официальные заявления дипломатов. 

"Тем паче они ограничены в своих публичных оценках и выводах. Так в чем же важность переговоров в российской столице?", - задается вопросом политолог.

Во-первых, как отмечает Маркедонов, встреча прошла через две недели после армяно-азербайджанского саммита в Вене. 

"На этой площадке первые лица двух государств дали старт официальным переговорам национальных лидеров. Дальше, чтобы переговорная динамика была не потеряна, эстафету приняли министры. Их задача придать мирному процессу столь недостающую ему содержательность. На сегодня позитивные моменты имеются, хотя они и не стали устойчивыми. Можно констатировать определенное снижение числа инцидентов на "линии соприкосновения". До стабилизации еще далеко, но этот тренд важно поддерживать. И для этого не терять переговорный темп", - пишет он.


Во-вторых, по словам эксперта, встреча прошла в Москве и по инициативе российской стороны - одной из трех стран-сопредседательниц Минской группы ОБСЕ. 

"Однако Москва всегда стремилась подчеркнуть свою особую роль в карабахском урегулировании. Для того есть множество оснований, как в прошлом, так и в настоящем. И присутствие на переговорах в столице России Сергея Лаврова - это не просто роль "хозяина" дипломатической площадки. Это - отражение особого интереса и особой роли Москвы, а также того факта, что Минская группа все это признает и поддерживает", - отмечает он.

По мнению политолога, карабахский мирный процесс уникален тем, что западные партнеры РФ готовы не просто к кооперации с ней, но и к признанию особого значения ее дипломатических усилий. Он поясняет, что именно руководство РФ имеет в одинаковой степени крепкие связи с армянским и азербайджанским лидерами, а Ереван и Баку готовы к признанию за российской стороной роли особого модератора. 

"После венской встречи и (премьер-министр Армении) Никол Пашинян, и (президент Азербайджана) Ильхам Алиев первым делом переговорили по телефону с Владимиром Путиным. Таким образом, Москве удается, несмотря на все геополитические бури, сохранять определенное первенство в карабахском дипломатическом процессе. Однако за армян и азербайджанцев Россия не сможет достичь ни фундаментальных компромиссов, ни тактических уступок", - резюмирует Маркедонов.

Начало карабахскому конфликту было положено в 1988 году, после заявления преимущественно населенного армянами Нагорного Карабаха о выходе из состава Азербайджана. 10 декабря 1991 года в Нагорном Карабахе состоялся референдум, где 99,89% высказались за полную независимость от Азербайджана.

Инициированные Азербайджаном вслед за этим широкомасштабные боевые действия привели к потере контроля не только над Нагорным Карабахом, но и прилегающими к нему семью районами.

С 12 мая 1994 года после вступления в силу трехстороннего соглашения о перемирии в зоне конфликта прекращены военные действия, в результате которых с обеих сторон погибло примерно 25-30 тысяч человек, и около 1 миллиона были вынуждены покинуть свои дома.

Соглашение об установлении режима прекращения огня соблюдается до сих пор. С 1992 года по сей день ведутся переговоры по мирному урегулированию конфликта в рамках Минской группы ОБСЕ, сопредседателями которой являются США, Россия и Франция.