Европа ударила в спину, или Как план действий по ядерной программе Тегерана почил в бозе


11:00 , 22 марта, 2019

Проблема стала вырисовываться еще тогда, когда официальный Тегеран начал периодически делать заявления, касающиеся позиции Евросоюза. Для него ядерная договоренность с ИРИ намного важнее, чем с американцами, которые договор откровенно топят.

Европейцы с задачей не справились и не нашли в себе силы не подчиниться воле заокеанского партнера

Чего только не сделали Соединенные Штаты в период правления Трампа, лишь бы похоронить иранский ядерный договор, подписанный во времена Обамы. В итоге нынешний глава Белого дома попросту наплевал на условности. И в одностороннем порядке вывел свою страну из этой важнейшей для современной международной безопасности договоренности.

В итоге получилось так, что между ближайшими союзниками – США и Евросоюзом – пролегла глубокая трещина именно из-за Ирана с его баллистическими программами. Американцы раз за разом повторяют, что в договоренность с этой страной необходимо ввести отдельной статьей именно запрет на разработку и производство ракет. Иран об этом даже слышать не хочет, каждый раз отвечая на подобные высказывания все жестче и жестче.

Евросоюз, для которого добрососедские взаимоотношения с Ираном необходимы как воздух, старается разногласия как-то уладить. Так, чтобы и волки были сыты, и овцы целы. Не рискуя в открытую заявить своему заокеанскому союзнику, что откажется от анти-иранских санкций, которые американцы восстановили в полном объеме.

Стали говорить о том, что создадут некий механизм финансовых платежей с Тегераном, который позволит европейскому бизнесу торговать с Ираном в обход этих самых санкций. Строили специальный механизм расчетов с Ираном долго, как говорится, всем европейским миром. Над механизмом, получившим название INSTEX, работали министры финансов самых развитых европейских государств.

Механизм INSTEX оказался откровенной подставой

При этом европейцы доказывали американцам, что механизм этот необходим лишь для того, чтобы была возможность поставлять в Иран какое-то, допустимое санкциями, продовольствие, лекарства и так далее. Иран же изначально предполагал (и та же Европа против этого не возражала), что механизм будет помогать продавать на европейском рынке энергоносителей нефть и газ. Что будет покупать высокоточные технологии, продукты машиностроения и так далее.

Однако результат оказался вовсе не таким, каким предполагали в Тегеране. И сегодня, когда этот самый INSTEX уже, вроде бы, начал функционировать, оказалось, что европейские бизнесмены, корпорации и фирмы попросту не могут торговать с Ираном, если на это нет соглашения со стороны Соединенных Штатов. Как выяснилось, американцы спокойно ждали, когда INSTEX заработает, и только тогда начали диктовать свои условия. И Европа этому ничего не может противопоставить.

И сейчас, говоря о том, что европейские страны оказались неспособны спасти совместной всеобъемлющий план действий (СВПД) по иранской ядерной программе, верховный лидер Ирана аятолла Али Хаменеи, в первую очередь, имел в виду то, что INSTEX нормально так и не заработал.

"У европейских партнеров была обязанность - сопротивляться США. Они не только не сделали этого, они фактически вышли из соглашения и ввели новые санкции против Ирана, причем в то же самое время они настаивали на том, чтобы мы оставались в СВПД", - сказал аятолла Али Хаменеи в своем теле-послании иранскому народу. Европа ударила Ирану в спину – именно таким пассажем закончил лидер.

На политических подмостках Европу и Ближний Восток ожидают тяжелые времена...

Более того, получается так, что европейские политики, дипломаты и бизнесмены не смогли обеспечить условия сделки, о которой договаривались заранее, уговаривая Тегеран не выходить из иранского ядерного соглашения. Хотя из нее в одностороннем порядке вышли американцы. А на Востоке к подобным вещам относятся иначе, нежели в Европе. И за срыв договоренности отвечают.

"Они, говоря нам, что не надо выходить из ядерной сделки, на практике сами вышли из СВПД. А именно - ввели новые санкции против Ирана. Вот так ведет себя Европа. Этот финансовый канал INSTEX, о создании которого они говорили, сродни штуке, грустной шутке", – дословно сказал лидер Ирана. И это означает, что Совместный всеобъемлющий план действий (СВПД) по иранской ядерной сделке висит на волоске. На грани провала.

Видимо и Европу, и Ближний Восток ожидают тяжелейшие времена, поскольку если Иран решит все-таки выйти из сделки (а на это действительно похоже), то есть вполне определенная опасность, что в Тегеране попросту решат затянуть пояса и приступить к своим замороженным ядерным программам. А в условиях, когда не совсем понятна ситуация с ДРСМД (договоренности о ракетах малой и средней дальности), в которой, образно говоря, опять таки козлом отпущения получается Европа, будущее становится еще более туманным.

Ведь получается так, что Соединенные Штаты подставляют своих союзников-европейцев уже не только в своем противостоянии с Россией, но и в разборках с Ираном. Это полностью рушит международную систему безопасности, на которой уже десятилетиями зиждились взаимоотношения между Европой и Востоком.

В принципе, не исключено, что именно этого и добиваются американцы, целенаправленно обостряя свои взаимоотношения с двумя сверхдержавами (одной мировой, другой – региональной), с которыми европейцам очень бы хотелось дружить, сотрудничать и торговать.