Лед между Арменией и Россией растаял:


10:00 , 5 марта, 2019

Премьер-министр Армении Никол Пашинян совершает официальный визит в Бельгию. В Брюсселе он проведет ряд переговоров на высоком уровне с руководителями структур Европейского союза (ЕС). Пашинян встретится с президентом Европейского совета Дональдом Туском, президентом Европейской комиссии Жан-Клодом Юнкером, верховным представителем Европейского союза по иностранным делам и политике безопасности Федерикой Могерини.

В отличие от недавнего визита Никола Пашиняна в Иран поездка в Бельгию обещает быть максимально открытой. Хотя на недостаток информации из Тегерана в целом жаловаться не стоит. После переговоров Пашинян и Туск выступят с совместным заявлением для СМИ, а встреча с Юнкером завершится их совместной пресс-конференцией. Ожидается также, что армянский премьер выступит с речью в Комитете по международным отношениям Совета Европы.

Помимо Брюсселя Пашинян посетит университетский центр Левен, где ознакомится с работой и проектами образовательных и научно-исследовательских институтов города, в частности с деятельностью Католического университета, научно-исследовательского центра IMEC, «Центра здоровья». Ожидается, что в рамках визита премьер-министр встретится с бизнесменами армянской общины Бельгии.

Помимо основной нагрузки визит Пашиняна носит и дополнительную. Новые власти Армении, обозначив приоритет внешнеполитического курса, а это российское направление, тем не менее не прочь несколько выровнять вектор, вспомнив о комплементарной политике, которая была провозглашена республикой после обретения независимости. Со временем, уже в период правления Роберта Кочаряна, а потом и Сержа Саргсяна, от комплементарности осталось не много. Конечно, надо помнить и о произошедшей резкой поляризации мира, в условиях которой многие государства оказались перед необходимостью делать конкретный выбор.

Армения в этом плане может показаться успешной. Сохраняя верность стратегическому союзу с Россией, вступив в Евразийский экономический союз (ЕАЭС) и будучи членом Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), Ереван подписал Соглашение о всеобъемлющем и расширенном партнерстве с Европейским союзом (СЕРА), поддерживал не особо раздражающий Москву уровень сотрудничества с НАТО и даже вступил в операцию альянса в Афганистане.

Никол Пашинян с первого дня прихода к власти декларировал неизменность внешнеполитического вектора. Однако Москва по уже сложившейся на постсоветском пространстве традиции присматривается к любым революционным властям, и Армения не стала исключением. Когда возникшая некоторая неопределенность затянулась, в Ереване заметно занервничали, заподозрив, что теряют доверие Москвы. Заверения в неизменности политических ориентиров участились. Но только после отправки в Сирию военно-гуманитарной миссии Армении, высоко оцененной министром обороны РФ Сергеем Шойгу, выступления спикера парламента Арарата Мирзояна в Совете Федерации, тепло принятого российскими сенаторами, стало понятно, что лед если и возник на какое-то время между союзниками, то быстро растаял.

Действия Еревана, нацеленные на укрепление доверия со стороны Москвы, вызвали недовольство Вашингтона. Особенно командировка в Сирию саперов и врачей. Критически оценен и визит Пашиняна в Тегеран, прошедший в теплой дружественной обстановке. Тем более что не так давно советник президента США по национальной безопасности Джон Болтон без дипломатических реверансов недвусмысленно дал понять, что контакты с Ираном Армении хорошо бы уменьшить, зная, как к этому государству относится Запад. Поэтому визит в Бельгию, встречи Пашиняна на высоком уровне в ЕС призваны как-то уравновесить вектор Еревана, который тем же Западом может восприниматься как окончательный отход Армении к России.