Армения напугала: Алиев на щите или с щитом?


10:10 , 16 сентября, 2018
Азербайджан объявил о проведении масштабных учений, которые состоятся 17-22 сентября с участием 20 тыс. военных и сотен единиц техники. Особенностью данных учений является то, что вместо «условного противника» обозначена Армения, а легенда учений состоит в «уничтожении» армянских подразделений в Арцахе и «освобождении земель».

Ничего удивительного в том нет. По мнению многих, данные учения Азербайджан решил провести после учений Шант 2018, которые состоялись в Армении на днях с вовлечением всей государственной системы.

Возможно, Баку действительно решил ответить, но причины столь масштабных учений могут быть иные, предполагающие более предметные и оперативные мотивы. Скажем, визит в Азербайджан президента России, намеченный на 25 сентября.

1 сентября в Сочи встретились Алиев и Путин, по итогам встречи был подписан целый ряд документов. Но Азербайджан, видимо, не получил главный бонус – пересмотр Россией установленного после Апрельской войны военно-политического баланса, что позволило бы Азербайджану хоть в какой-то мере вернуться к военной дипломатии, которая после войны оказалась в тупике.

Но усилия Баку вернуться к прежним реалиям безуспешны уже 2 года. Ситуация усугубилась для Баку после Бархатной революции в Армении. Вот почему Алиев не упустил момента присоединиться к усилиям Роберта Кочаряна и Арпине Ованнисян представить новую власть в Армении как диктатуру. Это был луч надежды для президента Азербайджана, возможность поработать в расчете на Европу, потому что 1 сентября в Сочи не получилось ничего – Путин сделал дорогие экономические подарки, но не дал то, чего ждал Алиев. Не случайно президент Азербайджана настойчиво напоминал, что купил у России оружия на 5 млрд. долларов. Это была на деле военно-политическая поддержка, которой сейчас нет, во всяком случае, не в том масштабе.
Причин тому масса. Россия, особенно после Бархатной революции в Армении, не может позволить себе шаги по нарушению военно-политического баланса, что может привести к ее крупному поражению на Кавказе. С другой стороны, России угрожает поражение в более крупной игре, и в этой ситуации она не может пойти на конфронтацию в Армении. Более того, то, что происходит сейчас в Армении и может распространиться на армяно-российские отношения, является для России уникальной легитимной возможностью для России в большой игре, в условиях потери геополитических возможностей.

Трансформации в Армении – это шанс для России выбраться из тупика, при этом Азербайджан предлагает России вывести из тупика Баку, чтобы потом оказаться там самой.

Есть еще одна проблема. Военная дипломатия привела к тому, что Азербайджан в стратегическом смысле теряет военно-политическую субъектность и остается в статусе нефтяной бочки и трубы. Не случайно после соглашения по Каспийскому морю Баку попытался пустить в обращение тему членства в ОДКБ. Ереван жестко ответил, что не допустит этого.

Встреча Путина с Пашиняном и обнародованная информация говорят о том, что Россия не пыталась убедить Армению. Значимость суверенитета Армении в Москве со временем осознают – как эффективный инструмент в работе с такими странами, как Азербайджан.

Учениями 17-22 сентября Баку попытается набрать аргументы к визиту Путина, потому и называет условного противника Арменией. Тем более, что Армения может оказаться в Сирии, в ближневосточном узле, где происходит сложный процесс моделирования нового миропорядка. Присутствие российского флага даже под гуманитарным предлогом может возыметь значимое влияние в широком геополитическом контексте, что должно обеспокоить Азербайджан.

Хотя у Баку есть и другие причины для беспокойства – вероятность того, что учения опять сорвутся, как это было в июне, когда из-за аварии на Мингечаурской ГЭС Азербайджан остался без электричества. Видимо, президент Азербайджана пытается проверить не армию, а Мингечаурскую ГЭС.