14:30 , 19 сентября, 2017Как-то министр иностранных дел России Сергей Лавров произнес: "когда замолкают дипломаты, начинают говорить пушки". Верно подмечено, однако дальнейшее развитие тезиса подталкивает на мысль, что когда и пушки умолкают, то к делу приступают рыцари плаща и кинжала.
Развитие и перспективы ситуации, складывающейся на Ближнем Востоке, кстати, свидетельствуют именно о том, что в игру за влияние в регионе вступили именно современные "джеймсбонды" – представители самых крутых и профессиональных спецслужб, существующих в мире.
Понятно, что американские, русские, израильские и иранские разведки с момента сирийского кризиса (а то и задолго до того) начали работу в полную силу параллельно с развитием ситуации. Однако сегодня с арены сирийской трагедии сходит один из основных игроков – Исламское Государство (организация, запрещенная в России и ряде стран).
Наличие этого фактора давало спецслужбам широчайшее поле деятельности и маневра. И сейчас, когда складывается ситуация, при которой основная деятельность мировых и региональных сверхдержав переносится с поля битвы за стол переговоров (до окончания боевых действий в Сирии, конечно же, пока далеко, но тенденция налицо), воздействие на процесс урегулирования сирийского кризиса со стороны спецслужб должно, по идее, увеличится в разы.
Более того, рыцари плаща и кинжала в определенной степени вынуждены демаскироваться, поскольку стороны уже вынуждены выкладывать на переговорный стол такие козыри, которые иначе, как результатом работы спецслужб и не объяснишь.
В нашумевшем заявлении командующего Корпусом стражей исламской революции (КСИР) Ирана Амира Али Хаджизаде, например, было сказано не только об "отце всех бомб", которой целенаправленно похвастался Иран. Было сказано и о том, что иранские спецслужбы смогли внедрить своих людей в центр командования западной антитеррористической коалиции, действующей на территориях Ирака и Сирии. И что тем удалось добыть веские факты, доказывающие, что Соединенные Штаты поддерживали боевиков псевдо-халифата ИГ.
Что за нехарактерная для поведения спецслужб игра с открытым забралом? Обычно подобное заявление делается исключительно тогда, когда эти самые доказательства выкладываются на стол – и ни секундой ранее. Когда наступает завершающий этап глобальной, но тонкой подковерной борьбы. Неужели настал именно этот момент? Вряд ли.
Более или менее ясно что-то стало из ответа американцев, когда госсекретарь Тиллерсон в ответ приоткрыл свои карты. А именно — сказал, что американцы, говоря о нарушении Ираном духа "ядерных договоренностей", имеют в виду, что иранцы после подписания договора "6+1" начали в разы активнее снабжать оружием и боеприпасами организацию "Хезболла", которую Запад предпочитает считать (и называть) террористической организацией. Об этом, мол, есть данные.
Эдакие взаимные уколы теми самыми рыцарскими кинжалами, которые на мгновение обнажились из-под черных плащей.
На самом деле спецслужбы стран, имеющих на Ближнем Востоке определенные геополитические интересы, сегодня действительно работают без сна и отдыха. Стороны стремятся накопить побольше то ли дипломатических козырей, то ли фактуры, способной запятнать противника сотрудничеством с международным терроризмом. То ли и вовсе провоцируют друг друга, пытаясь выудить побольше информации… И это все – перед решающей схваткой за геополитическую переделку влияния в регионе.
Потому что и "ядерная эпопея" Ирана (со всеми производными), и обвинение в адрес американцев за создание и поддержку ИГИЛ – это уже прошедшие этапы в развернувшейся на Ближнем Востоке геополитической схватке, в которой уже есть проигравшие и выигравшие.
США уже проиграли, не сумев свалить Асада в Сирии и спровоцировать курдский референдум параллельно с требованиями курдов Сирии, Ирана и Турции отделиться от этих стран и войти в новое государство Курдистан. Барзани оказался настолько умным (можно сказать даже – мудрым), что недавно официально заявил, что новое государство не будет иметь никаких территориальных претензий к своим соседям.
Проиграл Израиль, которому не удалось уничтожить Сирию как единое государство, что означает, что ему и дальше прямо под боком придется иметь грозного противника с серьезными территориальными претензиями. Имеющего отныне, к тому же, поддержку, ряда "сильных мира сего" (речь о мировых и региональных сверхдержавах).
Выиграли же Россия, сама Сирия и, в первую очередь, Иран, который кроме укрепления своих политических позиций и влияния в регионе, еще получает и ту самую вожделенную сухопутную дорогу на запад, до самого средиземноморского побережья.
Понятно, что сейчас Запад будет делать все возможное, чтобы обратить свое сокрушительное поражение хоть в какое-то подобие победы хотя-бы на каком-нибудь из фронтов. Не на поле боя, так хотя бы на дипломатическом. Или, на худой конец, на поле битвы спецслужб.
И в этом плане активизация действий американцев против Ирана вполне логично вписывается в общую канву. Цель — спровоцировать иранцев на то, чтобы именно они вышли из "ядерного договора". Чтобы потом можно было бы и возобновить жесткое санкционное давление на страну.
Именно для этого и нужна работа спецслужб, которые уже подсчитывают, сколько ИЛ-76, способных сбросить "отца всех бомб", имеет в загашнике Иран? Настолько ли развиты технологии изготовления ракетных носителей у этой страны, чтобы можно было донести эту неядерную десятитонную смерть посредством ракеты? Уж не совместно ли с северными корейцами иранцы обрабатывали эти технологии и так далее…
Американцы уже обвиняют Иран в дестабилизации ситуации на Ближнем Востоке (Йемен, Сирия), в поставке оружия террористам (имея в виду "Хезболлу"), на что иранцы в свою очередь обвиняют США в том, что те их специально провоцируют на односторонний выход из договора. Кажется, игра на поле спецслужб только начинается, и мы еще будем свидетелями более серьезных обвинений и разоблачений.