16:10 , 6 июля, 2017Глава Белого дома Дональд Трамп и президент России Владимир Путин проведут свою первую встречу на саммите «Большой двадцатки», которая состоится в Гамбурге 7 и 8 июля. Хотя немногие выступают против встречи двух лидеров лицом к лицу, сама она сопряжена с определенными рисками, особенно потому, что, как заявил 6 июля советник Трампа по национальной безопасности Герберт Макмастер, у администрации нет «четкой повестки дня» встречи, а вот у Путина она есть, пишет Джули Смит в статье для The Foreign Policy.
По данным источников в разведывательных службах ЕС, Владимир Путин считает, что он может добиться уступок по вопросу санкций в обмен на общения сотрудничества по Сирии. Трамп же, который выражал восхищение стилем правления Путина, а также отказывался его критиковать, очевидным образом стремится показать, что он способен сделать что-то, что его предшественники не смогли: укрепить и стабилизировать российско-американские отношения и не быть «обведенным вокруг пальца». Проблема состоит только в том, подчеркивает автор, что США водили за нос на протяжении нескольких месяцев.
«Вмешавшись» в выборы в США осенью прошлого года и получив лишь риторически «по рукам», глава Кремля сделал простой вывод: агрессивные действия России, такие как кампании дезинформации, травля флота и авиации США, применение энергетического давления и хакерские атаки, не будут иметь никаких последствий. И если Трамп и его команда не придумают план быстро, США в очередной раз повесят лапшу на уши на встрече двух лидеров. Трампу нужны стратегия и посыл.
Первым сигналом, который Трамп должен послать Путину, должно стать подтверждение трансатлантической решимости, и сделать это он может в ходе своего визита в Польшу, после которой он проведет встречу с главой Кремля в Гамбурге. В Варшаве Трамп может успокоить пугливых союзников и продемонстрировать трансатлантическое единство, подтвердив свою приверженность трансатлантическим ценностям, пятой статье устава НАТО и усилениям по сдерживанию.
В своей речи там Трамп должен подчеркнуть, что хотя между США и их союзниками иногда бывают разногласия по вопросам, таким как объемы затрат на оборону, Вашингтон не потерпит попыток России подорвать демократическую систему США и отделить Европу от США. Путин, без сомнения, с радостью смотрел, как трансатлантические партнеры США на протяжении нескольких месяцев заламывали руки по поводу будущего отношений с Белым домом на фоне того, как взгляды Трампа на ЕС и Россию оставались довольно размытыми. Путину нужно увидеть и услышать от Трампа лично, что связи, связывающие две стороны Атлантики крепче чем когда-либо.
Читайте также: The Strategist: Визит Дональда Трампа в Польшу не случаен
После визита в Польшу, когда Трамп наконец сядет с Путиным за стол переговоров в Гамбурге, он должен начать с неоднозначного заявления о том, что хотя США ценят взаимодействие с Россией, Вашингтон не готов идти на компромиссы особенно через головы союзников и партнеров США. Иными словами, США не будут обменивать сотрудничество в Сирии на снятие санкций, особенно после того как Россия угрожала сбивать все, что находится «к западу от Евфрата», в том числе самолеты США. Трамп должен напомнить Путину, что российско-американское взаимодействие в Сирии в интересах обеих сторон, в том числе Москвы, и одного этого должно быть достаточно для снижения напряженность между двумя странами и началу выработки долгосрочного решения в Сирии.
Читайте также: США против Сирии: каким должен быть ответ России?
Путин использует встречу для демонстрации всех замечательных вещей, которые Москва может сделать, чтобы поспособствовать достижению Трампом его цели уничтожения террористической группировки «Исламское государство» (организация, деятельность которой запрещена в РФ). Трамп не должен ему верить, поскольку, как показывает опыт, Путин часто обещал свои коллегам «луну с неба» и постоянно не держал слово, отмечает автор. Стоит вспомнить его обещание пойти на сотрудничество в Сирии, которое он дал на встрече с президентом Бараком Обамой в ООН осенью 2015 года, через несколько дней начав наносить удары в Сирии.
С таким же скептицизмом Трамп должен рассматривать обещания Путина об оказании поддержки, поскольку неясно, что Россия может дать США в плане борьбы с боевиками. Кремль может предложить еще больше авиамощи, однако не это нужно Вашингтону. Что хуже, из-за партнеров России в Сирии — официального Дамаска и Ирана — и их правил вступления в бой — точнее, считает автор, их отсутствия — Москва и Вашингтон оказываются по разные стороны тактически и геостратегически. Это не означает, что Трамп и Путин должны избегать касаться темы Сирии, это лишь означает, что Трамп должен быть крайне осторожен. Он не должен идти ни на какой размен — особенно возвращать дипломатическую недвижимость — в обмен на необоснованные обещания поддержки.
Помимо Сирии, двум лидерам необходимо обсудить все более агрессивное применение Россией асимметричной тактики, вроде хакерских взломов и кампаний дезинформации. Трамп мог бы последовать примеру президента Франции Эммануэля Макрона и высказать Путину критику за попытки подорвать демократические институты США. Трамп должен дать понять, что США, по мнению автора, известно, что эти атаки исходили напрямую от правительства России, и что Белый дом не будет это терпеть. За неделю до встречи лидеров двух стран, команда Трампа должна составить список конкретных действий, которые примет США в случае продолжения подобных действий. С учетом серьезности угрозы, просто призвать прекратить их недостаточно.
Много и других тем, которые могли бы затронуть Трамп и Путин, в свете этого удивительно, что Макмастер заявил, что у команды Трампа нет четкой повестки дня. Два лидера должны поднять вопрос расширения договора по СНВ-III, нестабильности на Балканах, договора о РСМД, а также пути сокращения рисков. Ряд экспертов также призвал Трампа создать совместно с Москвой Группу ВС по кризисному урегулированию между Россией и НАТО. Тем не менее что бы Трамп ни обсуждал с Путиным, важно, чтобы глава Белого дома обращался за советами к своим наиболее близким европейским союзникам, многих из которых он встретит до Путина.
Эта первая встреча Трампа и президента России Владимира Путина будет иметь значительные последствия для будущего российско-американских отношений, а также для всего трансатлантического сообщества. Она также продемонстрирует, в какой степени администрация США готова иметь дела с «авторитарными лидерами» в будущем. Поэтому важно, чтобы все сделано правильно. Трампу нужно прийти на эту встречу подготовленным, проинформированным и вооруженным идеями и контрмерами. Если он проигнорирует советы своих советников по России и решит положиться на свою «светлую голову», результат будет катастрофичен. Путин придет на встречу, имея за плечами десятилетия опыта, а также план. Собственный план нужен и США.