20:20 , 28 марта, 2017Помните, чему нас учили наши бабушки? Есть женщины для дома, а есть для сексуальной разрядки, и последних в жены не берут. Вот только, как психолог, общаясь с многочисленными клиентками, я столкнулась с другой реальностью. Ко мне за помощью обращались самые достойные жены, пережившие предательство мужей, и измотанные ожиданиями любовницы, которые устали от одиночества. Те и другие, по сути, оказались несчастными, не подозревая, что виной всему лежал глубокий внутренний конфликт в их ролевой модели.

Чтобы проследить истоки разделения женщин на две ипостаси – роковых соблазнительниц и хранительниц очага, предлагаю окунуться в историю, подняв мифы о преданной Еве и проказнице Лилит.
В древнейших апокрифах христианства можно прочесть главу о создании мужчины и женщины из праха земли. Только первой женщиной там значилась не Ева, а сексуальная Лилит, которая не захотела слушаться мужчину и пошла ему наперекор, заговорив о равенстве и свободе. Тогда-то Бог подарил мужу второй шанс и создал другую женщину из его ребра – Еву, которая и стала служить Адаму верой и правдой. К слову, новая Библия стала пропагандировать именно такой образ женщины – верной, слабой, покладистой и зависимой от мужчины, которая была удобным приложением, но не личностью.
Именно из Книги Бытия взяла свое начало легенда о существовании Лилит, которой мужчина хотел бы обладать, да не сумел. В ее образе воплотили качества идеальной любовницы – эмоциональной, сексуальной, сильной и непокорной. Тогда как Ева в сознании большинства получила статус идеальной матери — заботливой, нежной и всепрощающей. Увы, существование двух таких разных архетипов сформировало ошибочное представление, будто женщина не способна соединить в себе сразу все качества. Так появились деление на «роковых красоток» и «прирожденных матерей», которое дало повод сильному полу искать недостающее на стороне.
Образы Евы и Лилит разъединили женскую ипостась на две неравные части. Первая стала душой семьи, воплощением уюта и материнского тепла. Женщина-жена, которая не боится прогибаться под мужа, которая уважает и любит, а значит, должна служить примером. Образ Евы в патриархальном обществе посчитали социально приемлемым и удобным, в отличие от свободолюбивой Лилит, поведение которой намеренно порицалось и отрицалось. Согласитесь, кому нужна активная и независимая женщина, умеющая пользоваться своей сексуальностью, знающая цену своей личности и не страшащаяся выступить против слова мужчины? Такая несла хаос в мировой порядок, заставляла слабых мужчин бояться.
То, что пугает своей недоступностью, часто кажется притягательным. Женщина, которая умеет соблазнить, которая не зависит от мужчины, автоматически воспринимается многими мужьями гораздо интереснее привычной и предсказуемой хозяйки очага. Лилит манит обещанием внеземной страсти, тогда как своя женщина кажется давно прочитанной книгой. В силу собственной незрелости, современные Адамы не понимают, что жена может совмещать в себе сразу две ипостаси – нежности и страсти. Воспитанные на общественных стереотипах, они продолжают делить женщин на категории, одну из которых берут в жены, а с другой добирают удовольствие. Естественно, Евы в их понимании всегда лучше: они покорны, надежны, умеют мириться с недостатками, дарят чувство безопасности. Но и страсти хочется! Потому так тянет на измены, хочется компенсировать нехватку эротики на стороне…
Если мужчины соглашаются на любовниц в силу психологической незрелости, то почему женщины позволяют делить себя на какие-то роли? Почему одни покорно терпят измены, игнорируя собственную сексуальность, соглашаясь быть удобным приложением для дома, которое все стерпит? А другие неосознанно лишают себя счастья замужества, только бы иметь возможность быть независимыми? Зачем вообще нужна эта жертва, которая не дает прочувствовать полноценное счастье женщины?
Все дело в извечном конфликте свободы и зависимости. Многие женщины также являются психологически незрелыми, потому игнорируют часть своего я в угоду социальных стандартов. Им тяжело осознать, что внутреннее не может быть расщепленным, нельзя просто так устранить свою сексуальность или материнский инстинкт. Интегрируясь с какой-то одной ролью, которая кажется более приемлемой, женщина сама лишает себя возможности стать целостной и гармоничной.
Выход из вечного круговорота измен один – принять все части своего «я», впустить в свою жизнь немного Лилит, если вы примерная женушка, или попробовать подружиться с добродушной Евой, если заигрались в независимость. Только познав внутреннюю гармонию, можно рассчитывать на полноценное счастье.