«В последние годы официальные представители Грузии и Азербайджана без устали заявляют о том, что сотрудничество между двумя государствами достигло уровня стратегического партнерства», - говорится в статье Гурама Шария
Автор отмечает, что подобные утверждения были подкреплены реализацией ряда проектов, таких как нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан и газопровод Баку-Тбилиси-Эрзерум и строительством железной дороги Баку-Тбилиси-Карс (БТК). Казалось бы, между Баку и Тбилиси сложились безоблачные отношения, однако еще до парламентских выборов в Грузии проявились проблемы. «Большой скандал в Грузии вызвало перемещение азербайджанских пограничников на участке древнего грузинского монастыря Давид-Гареджи, который в Азербайджане называют «Кешиш даг». Этот участок границы до сих пор остается несогласованным», - сказано в статье.
В советское время территория монастырского комплекса была разделена между Грузией и Азербайджаном и большая часть комплекса отошла к последнему. «В Грузии этот монастырь пользуется большой известностью и считается важным объектом исторического и духовного наследия грузинского народа. В свою очередь, Азербайджан объявил его памятником албанской культуры и не намерен принимать предложение грузинских властей осуществить обмен территорий», - говорится в материале.
Весной 2012 года Азербайджан вдруг принял решение не пускать в монастырский комплекс паломников и туристов из Грузии и выставил вооруженных пограничников. Это вызвало возмущение среди населения Грузии, начались митинги протеста и шествия делегаций к границе. Баку пошел на уступки и вновь разрешил допуск туристов и паломников, но азербайджанские пограничники оставались прямо на границе.
«Мягко говоря, не самая идиллическая ситуация сложилась и в районах Южной Грузии, населенных преимущественно азербайджанцами», - пишет автор.
Как сказано в статье, азербайджанское население возмущалось, утверждая, что земли скупаются грузинскими и иностранными предпринимателями, а для азербайджанцев из южных районов Грузии земля является основным средством существования и отъем резервных земель крайне болезнен для местного населения.
Тем не менее, стратегические проекты между Азербайджаном и Грузией осуществлялись бесперебойно. Однако, в интервью грузинской прессе Бидзина Иванишвили выступил резко против проекта строительства железной дороги Баку-Тбилиси-Карс, заявив, что он не отвечает национальным интересам Грузии. После, выступая на пресс-конференции, грузинский премьер смягчил заявление, отметив лишь, что есть некоторые спорные вопросы.
В декабре 2012 года состоялся официальный визит грузинской делегации в Азербайджан, которую возглавлял сам Иванишвили. И уже после встречи с Ильхамом Алиевым он заявил, что в геополитическом смысле этот проект - нужный и что «загруженность грузинской железной дороги может пострадать, но в то же время проект БТК надо реализовывать, и за два месяца до его пуска в строй грузинская сторона снова встретится с азербайджанской стороной и все обсудит».
«Отношения Грузии и Азербайджана при новой власти начали осложняться еще до этих событий. Государственный министр по реинтеграции Паата Закареишвили озвучил идею открытия железной дороги между Грузией и Россией, проходящей через территорию Абхазии. Если бы это произошло, Армения практически выходила бы из транспортной блокады, устроенной Турцией и Азербайджаном, что вызвало негативную реакцию в Баку. Азербайджан оказал давление на новое грузинское руководство и эта идея временно была положена на полку, тем более, что и абхазское руководство не выразило желания присоединиться к проекту», - сказано в статье.
Визит Иванишвили и его делегации в Азербайджан не принес каких-то важных результатов. Однако результатом можно считать то, что не произошло и ухудшения отношений между двумя странами. Более того, Баку согласился открыть православную церковь для грузин, живущих в Азербайджане, с чем в прошлом были проблемы, особенно в северо-западных районах этой республики, где компактно проживают грузины. Экономические связи между соседними государствами весьма интенсивны: Азербайджан занимает второе место среди внешнеторговых партнеров Грузии. Из-за этого трудно ожидать каких-то резких шагов со стороны новых грузинских властей, которые могли бы ухудшить отношения с Азербайджаном.
Автор отмечает, что Тбилиси пока не собирается сворачивать с пути интеграции в евроатлантические структуры, а при сохранении этого курса прочная связка по линии Азербайджан-Грузия-Турция имеет стратегическое значение. «Запад кровно заинтересован в том, чтобы коридор по транспортировке энергоресурсов из региона Каспия в Турцию и далее в Европу беспрепятственно функционировал, поэтому он не допустит ухудшения отношений между Баку и Тбилиси. Это может произойти, если внешнеполитический курс Грузии будет основательно пересмотрен, признаков чего пока не наблюдается», - сказано в статье.
Однако, как отмечает автор, есть факторы, осложняющие отношения между двумя странами «снизу». Это положение грузинского этнического меньшинства в Азербайджане и азербайджанцев, компактно проживающих в Грузии. В статье сказано, что с азербайджанской стороны чинятся препятствия в вопросе доставки грузинских учебников в сельские школы северо-западного региона Азербайджана. В ходе визита Иванишвили в Баку появилась информация, что наметились подвижки и в этом вопросе, но как часто случалось в прошлом, местные власти Азербайджана проигнорировали соглашения между Тбилиси и Баку, что не могло произойти без негласного указания из самого Баку.
Автор отмечает, что и положение азербайджанцев в Грузии оставляет желать лучшего, перечислив ряд факторов: «грузинизацию» образовательного процесса в школах, проблемы с доставкой азербайджанских учебников в Грузию, со строительством мечетей в селах Квемо Картли и др.