В 1918 году азербайджанские банды совершили чудовищное преступление, зверски расправившись над тысячами русских солдат и офицеров, возвращавшихся с Кавказского фронта домой. Об этом пишет Роман Севанский в статье «Белые пятна истории, или Как в Азербайджане замалчивается история массовой резни русских солдат под Шамхором в 1918 году».
Автор статьи, которая опубликована на сайте «Общественного института политических и социальных исследований Черноморско-каспийского региона», отмечает, что в предыдущей публикации раскрыл некоторые особенности развития исторической науки и её дальнейшей фальсификации в Азербайджане. Особенность заключается в том, что Азербайджан продолжает чудовищно и цинично фальсифицировать исторические факты и события. В качестве примера автор приводит, обнаружение в 2007 г. в Губе неизвестного захоронения с останками около 30 человек.
«В рекордные сроки (за 5 лет) данное захоронение в Азербайджане без проведения каких-то международных исследований жертвами преступлений армянских националистов и фашистов сначала были признаны азербайджанцами, а через некоторое время уже евреями. Для вовлечения еврейских диаспоральных организаций в информационную борьбу против Армении бакинские власти в Губе в срочном порядке соорудили мемориал в честь жертв „геноцида”», – пишет автор.
В статье сказано, что любое выступление главы Азербайджана Ильхама Алиева сопровождается огульными обвинениями в адрес Армении, а также огромным желанием написать свою «новую историю». Новоиспеченные ученные и историки Азербайджана, чтобы выполнить решение партии и президента, ринулись в бой. Результатом их активной творческой (а не научной) деятельности стала масса публикаций: «О трагической судьбе многострадального тысячелетнего азербайджанского народа», «О систематическом геноциде азербайджанского народа армянскими националистами и фашистами».
Автор отмечает, что в международных научных кругах любой исторический факт или событие должен иметь свою доказательную базу. Тут творение азербайджанских историков столкнулось с определенными проблемами – отсутствие конкретных исторических и архивных документов и фактов. В статье приведены слова директора Института истории Академии наук Азербайджана Ягуба Махмудова: «Для выявления в зарубежных архивах и издания в виде сборника документов о геноциде и политике этнической чистки в отношении азербайджанцев группа сотрудников Института истории академии наук будет командирована в Россию, Францию, Германию и Грузию».
«Являясь историком по первому образованию, хочу отметить, что историческая наука предполагает к научной публикации только те труды, на которые имеются достоверные исторические факты и архивные материалы, но в Азербайджане сначала публикуют, а потом ищут основания. Выражаясь метафорически, получается, что «телега впереди лошади». Кроме того, следует отметить, что большинство научных работ по истории в Азербайджане публикуется только под заказ – в отношении Армении и об армянах. А многие трагические страницы новейшей истории, имеющие непосредственное отношение к преступлениям азербайджанцев, просто замалчиваются или предпринимаются усилия, чтобы придать эти факты забвению», - говорится в публикации.
Автор проливает свет на малоизученное историческое событие истории Азербайджана, которое является реальным и чудовищным фактом массового уничтожения людей: зверскую расправу над возвращавшимися с фронта русскими офицерами и солдатами в Шамхоре в январе 1918 г., совершенная вооруженными бандами кавказских татар (в дальнейшем – азербайджанцами). «Об этих событиях в Азербайджане, естественно, предпочитают не вспоминать», - пишет автор, рекомендуя директору Института истории Академии наук Азербайджана изучить эти события и издать сборник.
В материале сказано, что как в российской так и азербайджанской историографии и журналистике не афишировались или полностью замалчивались события, когда жертвой азербайджанских погромщиков, мародеров и убийц становились русские. И мало кто сегодня в России знает или помнит те преступления в отношении русских солдат в далеком 1918 г., совершенные азербайджанскими бандами. Фактически, эта тема продолжает оставаться табуированной до сих пор.
Автор напоминает, что после того как 26 октября 1917 г. пало Временное правительство, в Баку усилилась борьба за власть. Партия «Мусават» призвала мусульман на религиозную войну с иноверцами. Прежде всего, с армянами, русскими и грузинами. Тифлисский межнациональный военный совет принял решение, по которому оружие и боеприпасы русских частей, дислоцированных на железных дорогах, должны были переходить в руки мусульманских частей. (5) 18 ноября (1 декабря) 1917 г. в Елизаветполе вспыхнули первые беспорядки.
«Волну насилия более невозможно было остановить. «Разбойничьи банды разграбили соседние с Елизаветполем поселения», – писала газета «Каспий», – все станции от Елизаветполя до Евлаха разграблены. В Елизаветполе были разгромлены казармы, продовольственные магазины, склады.
В ноябре 1917 г. после Октябрьской революции начался массовый отход российских воинских формирований Кавказского фронта. Шамхорская трагедия случилась в период с 9 по 12 января 1918 года на перегоне станций Шамхор-Далляр. Мусаватисты организовали у станции Шамхор близ Гянджи резню отступающей русской части, в которой погибли более 5 тысяч солдат и офицеров. Автор отмечает, что совершенная в январе 1918 г. вооруженными бандами кавказских татар зверская расправа над возвращавшимися с фронта русскими офицерами и солдатами в Шамхоре стоит особняком в цепи кровавых событий тех лет.
Газета «Бакинский рабочий» в те дни писала: «В первой половине января 1918 г. на линии железной дороги от Тифлиса до Елизаветполя тысячные банды вооруженных мусульман во главе с членами Елизаветпольского мусульманского национального комитета при помощи бронированного поезда, посланного Закавказским комиссариатом, произвели ряд насильственных разоружений уезжающих в Россию войсковых частей. Причем, убиты и искалечены тысячи русских солдат, трупами которых усеяна железнодорожная линия. Отобрано у них до 15 тысяч ружей, до 70 пулеметов и два десятка пушек».
Русские воинские части встретились с препятствиями, организованными грузино-татарским большинством руководства Закавказского Комиссариата и Мусульманским национальным комитетом, руководимым партией «Мусават». Эшелоны Кавказской армии останавливались в важнейших узлах Закавказской железной дороги от Баку до Тифлиса. Происходило хищение оружия и убийства солдат. Этому способствовали эмиссары турецкого командования, стремившиеся к разложению русских частей, говорится в статье.
Автор приводит цитату из произведения «Живый в помощи» Виктора Николаева, который писал: «Тогда до тысячи вооруженных закавказских татар, засевших в окопах по обе стороны железной дороги, расстреляли находившихся в вагонах солдат. В те дни под Шамхорским мостом было пять потерпевших крушение составов: три воинских, один пассажирский и еще один, превратившийся в груду искореженного металла. Кругом трупы солдат-красногвардейцев, некоторые из них обуглились. Дальше, в ущелье речки, еще не одна сотня тел русских воинов. Все погибшие были изуродованы до неузнаваемости. У моих стариков, которые видели все это, волосы становились дыбом. Это был и есть до сих пор нераскрытый Шамхорский “Бабий Яр”».
Другим свидетельством о массовом убийстве безоружных русских солдат азербайджанцами и издевательстве над их трупами является очерк Станислава Едиевского «Шамхорская трагедия», увидевший свет в ежедневной газете «Баку» 31 января 1918 года: «В своем рассказе я хочу привести голые факты, всю истину, которая, быть может, многим покажется фантазией, – всю правду пережитой мною трагедии. Люди прыгали через окна вагонов, со ступеней на насыпь, толкались: кто сильнее, шагал по слабым женщинам и детям. Многие оставили свои пожитки в вагонах. Многих татары там же около поезда грабили. Обирали до нитки, снимали сапоги, верхнее платье, не говорю про ручной багаж и деньги. Беспощадно грабили солдат. Даже с убитых и раненых снимали все до рубашки.
До станции Шамхор оставалось версты три, и мы гурьбой, как стадо, потянулись туда. И по дороге татары грабили всех, у кого что-либо осталось. А позади – пожар, валяются трупы убитых, стонут раненые… Многие шли впереди в одних рубашках, голодные, ограбленные, избитые… Состоятельные сделались нищими, здоровые потеряли здоровье, стали калеками. Только со стороны одних солдат насчитывались 600 убитых и раненых… В самый момент отхода поезда шальная пуля убила наповал двух забравшихся на крышу вагона солдат, которые свалились с вагона у моих ног. Этой ночи я никогда не забуду».
В статье сказано, что погромы, убийства и грабеж имели место также на станциях Акстафа, Далляр, Джульфа, Евлах, Хачмас, Алабашли и в других участках Закавказской железной дороги. Оставшиеся в живых русские солдаты бежали в Баку. Руководителями погромов являлись члены мусульманского (азербайджанского) национального совета А. Зиятханов, А.-б. Сафикюрдский, князь Л. Магалов, М.-б. Рустамбеков и другие.
В статье сказано, что 31 декабря 2012 года президент России Владимир Путин подписал указ, согласно которому 1 августа будет отмечаться как День памяти российских воинов, погибших в Первой мировой войне 1914-1918 годов. Автор выражает надежду, что данный указ даст большой импульс историкам России к всестороннему изучению всех исторических фактов, в том числе в данной трагедии, и поможет «отдать дань» более 5000 неизвестным русским солдатам, которые в результате подлого нападения азербайджанских банд сложили свои головы в 1918 г. на территории нынешней Азербайджанской Республики.
«Это были солдаты – уроженцы Тамбовской, Брянской, Саратовской и других российских губерний, которые защищали своё Отечество и после революции стремились обратно в Россию, к своим семьям», - сказано в статье.
«Считаю, что чествовать солдат Первой мировой войны необходимо. И Россия, отдавая дань памяти своим сыновьям и увековечивая память о простых русских солдатах, обязана водрузить памятник в их честь. Призываю российские ветеранские и общественные организации поддержать этот призыв», - резюмирует автор.