Переговоры в Вене. Держаться!


16:40 , 16 мая, 2016

Как известно, 16 мая состоится визит президента Армении Сержа Саргсяна в Вену. Визит, по сообщению пресс-службы президента, рабочий, однако уже известно, что планируются встречи с сопредседателями Минской Группы ОБСЕ. 

Скорее всего, армянская сторона избрала тактику "тихого прессинга", которая характеризуется постепенным наращиванием давления путем фактического отказа от переговоров, выводя формат встреч в некий полупереговорный процесс, где будет постоянно заявляться о "принуждении к мирному диалогу" Азербайджана путем соблюдения условий, выдвинутых президентом Саргсяном. 

Однако, такая тактика может сработать только при учете мнений, которые царят в глобальном, геополитическом пространстве.

Так называемая "четырёхдневная война", кроме военной составляющей, изменила и некий статус-кво в регионе, фактически дав старт совершенно новым политическим реалиям и выстраиванию сторонами новых политических конфигураций.

Кроме того, по мнению большинства экспертов, апрельская эскалация конфликта сломала психологический барьер у Армении и Азербайджана к развязыванию большой войны, что невозможно не учитывать посредникам на венских встречах с президентами этих стран.

Примечательно, что Баку планомерно нагнетал обстановку в течение последних восьми лет. Азербайджанская сторона методично, из года в год, увеличивала количество обстрелов армянских позиций и наращивала номенклатуру используемого оружия в сторону «утяжеления», начиная  со снайперских обстрелов и заканчивая применением артиллерии и боевых вертолетов. 

Периодически появляется информация о концентрации войск и вооружений на границе Карабаха и Азербайджана. Ни на день не прекращаются взаимные обстрелы. По сообщению армянских источников, с 1 мая Азербайджан  концентрирует живую силу и технику не только на линии соприкосновения между НКР и Азербайджаном, но и  непосредственно на армяно-азербайджанской границе.

Во всяком случае, Нахичеванская группировка азербайджанских войск уже почти месяц растянута по всему периметру армяно-нахичеванской границы, регулярно фиксируются полеты беспилотников противника, причем пару штук таких дронов армянская сторона сбила буквально на днях.

Заявления сторон тоже не оставляют иллюзий о  вероятности полномасштабной войны. 

Так, концентрацию азербайджанских войск вдоль линии соприкосновения  Министерство обороны Азербайджана прокомментировало следующим образом: "Азербайджан не будет ни перед кем отчитываться, особенно перед Арменией, мы имеем право двигать наши войска в пределах Азербайджана как хотим. Армяне каждую минуту должны ждать удара, пусть ждут всегда. Ожидание смерти хуже самой смерти.

В ответ министр Армии Обороны НКР Левон Мнацаканян заявил: "Хочу заверить, что при необходимости, мы нанесем удары по экономической инфраструктуре противника, однако сейчас мы считаем это нецелесообразным. Они находятся в пределах досягаемости нашего оружия. У нас есть средства, которые могут бить на глубину, например, 120 км и дальше. Если нужно будет, мы прибегнем к ним. Мы  можем ударить по стратегическим и военным объектам противника, в том числе и по аэродромам", - сказал Мнацаканян.

Сомневаться в серьезности намерений армян и азербайджанцев не приходится и, естественно, в нынешних условиях страны-сопредседатели Минской группы ОБСЕ резко активизировали свои дипломатические  усилия.

Сразу оговоримся, что в нынешней ситуации ни одна из сторон не смогла заручиться  однозначной поддержкой основных мировых игроков. Хотя на региональном уровне  явственно проявились позиции стран, так или иначе связанных с Арменией и Азербайджаном.

В частности, Турция напрямую поддержала попытку Азербайджана решить вопрос военным путем, заявив устами президента РеджепаТайипаЭрдогана, призвавшего азербайджанские власти "раз и навсегда" покончить с так называемой "оккупацией". 

Причем заявления турецких должностных лиц напрямую подстрекали Азербайджан к эскалации конфликта (о чем, кстати, заявил и министр иностранных дел России Сергей Лавров).

Даже далекий от региона Пакистан и тот заявил о готовности оказать военную помощь Азербайджану.

Настоящим холодным душем оказалась позиция, союзников (!!!)Армении по ОДКБ - Казахстана и Беларуси, фактически поддержавших агрессию Азербайджана. 

И если поддержка Казахстаном действий Азербайджана объяснима тюркской солидарностью и религиозным фактором, плюс экономическими выгодами, то позиция Беларуси вызвала бурю негодования в Ереване, а МИД потребовал у посла Беларуси в РА объяснений.

Однако, решающим является  опосредованная реакция основных геополитических игроков - сопредседателей Минской группы ОБСЕ в лице США, Франции и России. 

Сразу оговоримся, что озвученные  позиции извечных антагонистов в карабахском направлении совпадают почти полностью, даже расставленные акценты практически  идентичны. 

Например, страны-сопредседатели Минской группы ОБСЕ предостерегают официальный Ереван от одностороннего признания независимости НКР. 

Тем не менее, в заявлениях официальных лиц этих стран и в большинстве публикаций в СМИ тезис о самоопределении народов озвучивался намного активнее, чем положение о территориальной целостности. 

Рассмотрим более подробно.

Позиция США

Сразу же после эскалации конфликта вице-президент США Джозеф Байден созвонился с президентами Азербайджана и Армении и призвал их к прекращению боевых действий и урегулированию конфликта с "учетом мнений всех сторон конфликта"(!!!).

"Я сказал президентам Алиеву и Саргсяну, что всеобъемлющее урегулирование в Нагорном Карабахе критически важно для стабильности, безопасности и процветания", - написал  Байден на своей странице в Twitter.

Буквально на следующий день позиция американской стороны была озвучена более конкретно. Так, заместитель руководителя пресс-службы госдепартамента США Марк Тонер озвучил следующее: "Вашингтон настаивает на справедливом решении вопроса Нагорного Карабаха, опирающемся на принципы международного права, устава ООН и Хельсинкского заключительного акта. США решительно осуждают применения силы в попытках решить Нагорно-Карабахский конфликт", -заявил Тонер. 

Примечательно то, что в своем заявлении Тонер отдельно подчеркнул тезис о «праве наций на самоопределение», что сразу же стало самой из обсуждаемых новостей апреля в армянских и азербайджанских СМИ.

Очень активно тему поднимали и американские масс-медиа. Так, издание The New York Times дало развернутую ремарку, где указало, что Карабах заявил о своей независимости, которую Азербайджан не принимает. 

Издание отмечает, что начавшиеся в начале апреля широкомасштабные действия угрожают стабильности не только в регионе Южного Кавказа, а грозят стать катализатором для дестабилизации во всем регионе, и международному сообществу  нужно предпринять незамедлительные шаги по деэскалации ситуации.

"Нагорный Карабах - горная территория, населенная этническими армянами, - отделился от Азербайджана после кровопролитной войны и стал самоуправляться при поддержке Армении с 1994 года", -  пишет FinacialTimes.

Газета добавляет, что, несмотря на официальное прекращение огня, вспышки насилия на "линии соприкосновения" в последние годы усилились, угрожая дестабилизировать регион, который является крупным поставщиком нефти в Европу. 

"Последняя вспышка насилия происходит на фоне экономического кризиса в Азербайджане", -подчеркивают колумнисты издания. 

Газета The Wall Street Jornal в развернутой аналитической статье напрямую указала, что эскалацию насилия в регионе начала азербайджанская сторона. 

В статье, в частности указывается на то, что азербайджанские силы предприняли широкомасштабную военную операцию на позиции "армии Карабаха".

Представляя предысторию конфликта, данное издание отдельно написало о фактах  армянских погромов в начале девяностых годов в Баку и указало на  попытки Азербайджана провести этнические чистки армянского населения в Карабахе. 

Причем, издание несколько раз указало на факт поддержки Турцией азербайджанской позиции.

Многие американские сенаторы и конгрессмены публично осудили Азербайджан за эскалацию конфликта, в том числе конгрессмены Джим Коста, Бред Шерман, Линда Санчес, Адам Шиф, а также, например, сенатор штата Иллинойс от Республиканской партии Марк Кирк.

Позиция Франции

Франция незамедлительно отреагировала на эскалацию конфликта. Президент Франсуа Олланд решительно осудил эскалацию конфликта, призвав стороны к незамедлительному прекращению огня. 

Как и официальные лица США, французская сторона заявила о необходимости решения вопроса исключительно мирным путем, однако и здесь в заявлениях официальных лиц тезис о "самоопределении народов" в контексте Заключительного Хельсинского Акта озвучивался достаточно активно.

Так, правящая ФСП (Французская социалистическая партия) заявила, что противостояние между армянами и азербайджанцами является наследием прошлого, когда "советы" передали Азербайджану территории, населенные армянами, тем самым заложив "историческую бомбу" под регион.

Французский сенатор Филипп Кальтенбах выступил со специальным заявлением, в котором  отметил неприемлемость нарушения режима прекращения огня со стороны Азербайджана. Сенатор Кальтенбах выразил свою солидарность и поддержку армянам Нагорного Карабаха в борьбе за независимость.

Сенатор Люк Карвунас (мэр города Альтфорвиль) на страницах французских СМИ возложил ответственность за эскалацию конфликта на азербайджанскую сторону, призвав официальный Париж незамедлительно обратиться в Совет Безопасности ООН для предотвращения дальнейшей раскручивания конфликта.

Более резко в своих оценках высказался председатель Комитета по европейским делам Сената Франции  Жан Бидзэн, заявив дословно следующее: "Независимость для карабахцев и создание Республики ни что иное, как единственный способ жить безопасно и спокойно, шанс для построения демократического государства, которое уважает своих граждан и открыто для мира".

Французские СМИ оказывали пристальное внимание тематике конфликта. К примеру, телеканал France24 дал развернутый репортаж из зоны боев в Карабахе, где также выступил постпред НКР во Франции Оганес Геворкян, который напрямую озвучил тезис об агрессии Азербайджана против НКР.

Позиция России

Позиция России, несколько отличалась от позиции США и Франции, однако в целом соответствовала логике, которой придерживались коллеги по Минской группе ОБСЕ.

Так, российская сторона сразу же заявила о неприемлемости силы для решения конфликта. В частности, в первый же день эскалации конфликта пресс-секретарь президента Владимира Путина Дмитрий Песков заявил следующее: "Москва крайне обеспокоена эскалацией насилия в регионе. Нужно срочно остановить кровопролитие", -заявил Песков.

Сразу же министр иностранных дел России Сергей Лавров, как во время личных встреч, так и в процессе  дистанционного контакта со своими коллегами Эдвардом Налбандяном (Армения) и Эльмаром Мамедьяровым (Азербайджан), неоднократно указывал на созвучность российской позиции по Карабаху с позицией своих коллег из США и Франции.

Вероятнее всего, именно министру Лаврову, по умолчанию, была доверена роль непосредственно представлять и, что немаловажно, продавливать солидарную позицию Минской группы ОБСЕ перед президентами Армении и Азербайджана.

Одним из элементов, которые отличали позицию России от позиции США и Франции, было то, что с первых дней противостоянии на страницах российских СМИ сразу же набрала популярность версия о подстрекательстве Турцией реваншистских настроений в Азербайджане. 

Данный тезис был недвусмысленно поддержан и внешнеполитическим ведомством России. Напомним, что Лавров во время пресс-конференции в Ереване дословно заявил следующее: "Турция призывает не к миру, а к войне. Это в корне противоречит позиции сопредседателей Минской группы и мирового сообщества. Но мы уже привыкли к такого рода выкрутасам турецкого руководства".

В свою очередь, официальный представитель российского МИД-а Мария Захарова неоднократно озвучивала, что переговоры находятся в самом активном ключе и сейчас прорабатываются разнообразные элементы  и варианты, которые обеспечили бы условия для продолжения переговоров, опять-таки согласно ранее достигнутым договоренностям в рамках обновленного Казанского документа, базирующегося на Заключительном Хельсинском Акте и принципах безопасности ОБСЕ. 

Так, в частности, Захарова заявила: "Мы занимаемся работой с каждой конкретной стороной, мы работаем не только со сторонами конфликта, но и с сопредседателями (Минской группы ОБСЕ). Я вас могу заверить, что на международном треке идет активный мозговой штурм, никакого застоя нет".

Тональность публикаций в российских СМИ, в основном, сводилась к неприемлемости эскалации конфликта, и в большинстве случаев напрямую указывалось, что инициатором "разморозки" конфликта стала именно азербайджанская сторона.

Отклики российских политологов тоже указывали на заинтересованность Турции в дестабилизации обстановки в регионе и недопустимости дальнейшего усложнения обстановки.

В частности, политолог, эксперт Фонда Стратегической Культуры Андрей Арешев заявил, что на нынешнем этапе достаточно высок «соблазн» применить вооружённый метод для решения проблемы. Эксперт также указал, что ситуация очень серьезная, о чем говорит резкая активизация международных посредников в лице сопредседателей Минской Группы ОБСЕ.

Причем, Арешев указывает, что разжигание конфликта абсолютно противоречит интересам России, и именно Россия кровно заинтересована в долгосрочном и справедливом урегулировании нагорно-карабахского конфликта.

Позиция политолога, в общем, созвучна позиции России в ходе нынешнего обострения конфликта.

Подытоживая сказанное

Очевидно, что переговоры вошли в русло активных консультаций между всеми основными участниками процесса. Понятно, что выдвижение на данном этапе неких вариантов урегулирования маловероятно. 

Сейчас стоит задача удержать ситуацию под контролем и не дать Армении и Азербайджану сползти в большую войну.

Ведь, как говорится, лучше долго играть в "геополитический покер", чем безучастно наблюдать, как в регионе взламывают "ящик Пандоры".

Даст ли результат такая активизация геополитических тяжеловесов в регионе, мы увидим совсем скоро.