16:30 , 15 марта, 2012
Сегодня - 77 лет со дня рождения Леонида Енгибарова. Мастера. Клоуна с осенью в сердце. Кумира для многих из Шестидесятых. Да и для нас - следующего поколения. Мой отец был лично знаком с ним и с большой душевной теплотой поделился своими воспоминаниями о Енгибарове.
Памятники ставят королям и президентам, писателям и полководцам. Они на площадях, на высоких постаментах, они на коне с простертой рукой или в кресле в глубокомысленной задумчивости.
А в нашем городе есть памятник клоуну. Наверное единственный в мире - клоунам не ставят памятники. Стоит он на земле без пьедестала у входа в Цирк. И роста он не гигантского. Мимо него публика идет в Цирк и памятник можно потрогать рукой. К нему прикасаются тысячи рук. И потому памятник блестит.
...Была оттепель шестидесятых. Этот удивительный феномен политической природы коснулся и цирка. Появился армянский цирк. Есть цирк китайский, есть цирк американский. Появился цирк армянский. Это было удивительно. Тем более, что десятилетие до этого был ликвидирован армянский джаз, а армянское кино было в глубоком простое. Хотя и то, и другое - кино и джаз - искусства народные. Этой оттепели шестидесятых - об этом поистине феномене столько потом написано и сказано - мы не находим объяснений. Почему она наступила? Кто разрешил? - ибо в те годы все могло происходить лишь с высочайшего соизволения, даже явления природы. С какой целью? Достигнута ли эта цель? И почему подобные явления не возникали более, даже при более благоприятной политической погоде? Тем не менее она была, эта оттепель в искусстве, в науке, в нашем сознании. Мы, люди того поколения, помним о ней всю последующую жизнь. Вы помните - вечера поэзии в Политехническом, ''9 дней одного года'', ''Июльский дождь'', наконец ''Здравствуй, это я!''...
Да, здравствуйте, это мы, шестидесятых...
Я никогда не был лично знаком с королями, президентами и полководцами, которым поставлены памятники, но хорошо лично знал того клоуна, чей памятник стоит у нашего Цирка. Это Леня Енгибаров. И именно это дает мне скромную возможность рассказать вам о нем, читатель. Мне, право, интересно разворошить память об этом клоуне-человеке. Спустя 40 лет, мы начинаем понимать, что этот простой молодой человек был поистине великим артистом... Может рассказ мой не покажется вам скучным.