Алиев использует талышей как пушечное мясо


16:40 , 8 декабря, 2015
Идею этой статьи подсказал наш друг Фахраддин, объясняя отношение Тегерана к праву талышей Азербайджана на самоопределение в ответ на просьбу высказаться по этой теме. Напомню предысторию вопроса.
Курс Баку на насильственную тюркизацию талышей означает смертный приговор древнему иранскому народу, участь которого кажется волнует только армян. Мы знаем, что талышам противостоит жесточайший репрессивный режим, навязывающий им, как некогда нам, отречение от своей идентичности, языка и духовного наследия.
Ренегатство могло бы показаться беспроигрышным решением людям, незнакомым с реалиями Азербайджана и трайбалистским мышлением его лидеров, но это вовсе не выход. Алиев использует талышей как пушечное мясо. Необстрелянных юнцов бросают на смерть под армянские пули на границах с Арменией и Арцахом. Баку не нужны живые талыши, как и живые лезгины, аварцы, таты и, конечно, армяне. В выигрыше лишь Баку, убивающий нас руками талышей, а талышей нашими.
О подлой человеконенавистнической политике Баку с большой болью писал Левон Грантович, внесший огромный вклад в возрождение традиций армяно-талышского братства. Его блистательное перо работало на наше общее дело, обращая внимание общественного мнения Армении и России на драму коренных народов государства-кукушонка, созданного Лениным и Кемалем на их земле, где они в одночасье стали нежеланными гостями вчерашних пришельцев из заалтайских степей.
Талышам навязывают ренегатство, в награду за которое они получат не иммунитет от тюркского геноцида, а смерть от армянских пуль. Поэтому говорить о стоящем перед талышами выборе можно с одной оговоркой - Баку оставил им лишь грубый экзистенциальный выбор между жизнью и смертью. Нашу позицию в этом вопросе чётко обозначил Левон Грантович, призывавший талышей бойкотировать службу в азербайджанской орде, как турки называют (и, кстати, понимают) армию.
Логика этого призыва основана на заинтересованности армян в том, чтобы талыши жили на своей земле, а не гибли в горах Арцаха. Народ, связанный с нами давними узами генетического родства и цивилизационной близости, не должен ввязываться в братоубийственную войну с армянами, желающими им жизни и процветания, а не смерти и пожизненного прозябания в рабстве, как бакинские изверги. Это - верхняя планка нашего отношения к благородному талышскому народу.
Столь же чётко наш руководитель обозначил и нижний предел нашей готовности к возрождению братства, честно и откровенно сказав, что любое двуногое существо в форме аскера, попавшее в прицел нашего воина, подлежит уничтожению, каким бы ни было его происхождение и сколь бы дружественным ни было наше отношение к автохтонным народам Азербайджана, ведущего с Арменией войну на смерть. Это - суровое предупреждение всем, кто лелеет наивную надежду “купить” тюркскую идентичность, заплатив за неё армянской кровью. Врагу, пришедшего с ятаганом, не будет пощады, и ни у кого не должно быть сомнений на этот счёт.
Надо признать, что в трагедии талышей есть и доля нашей вины. В июне 1993 года, когда в Ланконе была провозглашена Талыш-Муганская Автономная Республика, наше руководство, не готовое к такому развороту событий, не оказало полковнику Гумматову поддержки, которая могла изменить карту нашего региона. Впрочем, не меньшим сюпризом для Тер-Петросяна стали победы армянского оружия в Арцахе, которые он всячески пытался дезавуировать. Пассивность тогдашнего руководства Армении нанесла армянам не меньший ущерб, чем талышам.
Сегодня ошибки исправляются, чему содействовала подвижническая деятельность Левона Грантовича. Армения стала ведущим центром талышеведения. Проведены конференции по проблемам коренных народов Азербайджана, вызвавшие большой международный резонанс и истерику в Баку. Ереван с миссией мира посетил герой талышского народа Альакрам Гумматов, что означает начало нового этапа в наших отношениях, из Шуши ведётся теле- и радиовещание на талышском языке. Шуши стал заочным центром талышского мира, чем-то вроде его столицы в изгнании. Это бесит бакинских мракобесов, не позволяющих талышам говорить по-талышски, но болтающих о мифической “азербайджанской толерантности”. Но и это не всё!
6 октября 2012 года вицеспикер НС РА Э. Шармазанов обещал представителям коренных народов Азербайджана содействие Армении в защите и продвижении их интересов в международных инстанциях. Устав ООН разрешает Армении включать в состав своих делегаций представителей этих народов, давая им возможность представлять миру свои проблемы. В том, что эта важная инициатива не получила развития, нет нашей вины. Таков закономерный итог раздоров, внесённых Баку в ряды коренных народов. Соперничество в борьбе за лидерство убивает борьбу за свободу.
Армения верна своим обязательствам, но удивляет стоическое равнодушие Ирана к драме их собратьев в Азербайджане. В своём комментарии Фахраддин сказал, что Иран поддерживает талышей как шиитскую общину, но отвергает их национальное самоопределение, что вызывает их недоумение. Как часть иранского мира, талыши вправе ожидать понимания в братском Иране, но не находят там поддержки. Такая позиция выбивает у них почву из-под ног.
Иран – страна с огромными государственными традициями. Самонадеянно и глупо указывать его руководству, как вести дела, но на отдельные моменты, отражающие динамику исторического процесса последних двух веков, складывающуюся совсем не в пользу Ирана, необходимо обратить внимание. Перечислим их по порядку:
1. Когда армия генерала Цицианова вошла в Баку в 1806 году, её встречали 8.000 персоязычных татов. Баку был таким же персидским городом, как Хамадан, Шираз и Исфахан. Никому из парсийцев не пришло бы в голову, что Баку станет крупным центром турецкого мира, враждебно относящегося к Ирану. Тюркизации подвергся не только Баку. Турецкая экспансия не встречала возражений со стороны царской России. Результатом этой недальновидной политики стала тюркизация Закавказья, где тюркская идентичность полностью и необратимо вытеснила иранскую.
2. Та же участь постигла азари (“иранских азербайджанцев”), ранее говоривших на наречии, близком к талышскому, но окончательно отуречившихся в XIX столетии. Поразительный факт языковой ассимиляции титульного народа, живущего в своём государстве, не имеет аналога в мировой истории. Он иллюстрирует явный упадок иранского государства того периода. Иран подчёркивает иранскую идентичность азари, хотя факты говорят за себя. Пример, иллюстрирующий этот момент, подают отуреченные цалкинские греки, сохранившие, несмотря на языковую ассимиляцию, свою идентичность. Греков спасло христианство, не позволившее им стать турками, как произошло с татами Баку. Шиизм, утончённая и изысканная форма исламской веры, оказался не самым надёжным щитом великой цивилизации в противоборстве с примитивным турецким варварством.
3. Трумена порицают за то, что он не дал СССР взять у Турции хоть Карс и Арарат, забывая, что Сталин не знал, как избавиться от претензий армян, которые он сам с успехом нейтрализовал в 1920 году. Забывают так же послевоенные планы Сталина присоединить Атрпатакан к СССР, чтобы “воссоединить азербайджанский народ”. Если взглянуть на вопрос под этим углом, станет ясно, что Трумен спас Армению и Иран, помешав созданию в регионе второй Турции. Аннексия Атрпатакана привела бы к окончательной тюркизации азари, как произошло с татами. Трумэн заслужил благодарность армян в не меньшей степени, чем Вильсон.
4. Греция не признает Македонию, пока та не откажется от названия, содержащего намёк на территориальные притязания на одноимённую греческую область. В этом споре турки на стороне болгар, придумавших себе псевдоним “македонцы”, чтобы оправдать её аннексию. Азербайджан не скрывает планов аннексировать Северный Иран, но Тегеран не пытается разоблачить эту афёру по примеру греков. Осуждая присвоение Баку корифеев иранской культуры, Иран игнорирует его притязания на свои земли от Аракса до Тегерана. Это отношение тем более легкомысленно, что в Иранском Азербайджане действует хорошо организованная турецкая агентура.
5. Талыши – последний ещё остающийся на Кавказе оазис иранской идентичности, перемычка между тюркоязычными массивами населения к северу и югу от Аракса. Гибель этого народа станет для Ирана такой же катастрофой, как падение в X веке хорасанского вала, защищавшего страну от сельджукских вторжений.
В отличие от мощного Ирана, Армения не имеет права на ошибку. Наше решение оказать поддержку коренным народам Азербайджана, имеющее огромное значение для мирного будущего Армении, надо начать воплощать в жизнь. В Ереване нужно открыть постоянное представительство Организации Освобождения Талышистана. Талыши имеют такое же право на самоопределение, как и палестинцы, а поддержка совершенно справедливых требований этого мусульманского народа христианской Арменией ещё раз докажет, что армяно-турецкий конфликт не имеет религиозного подтекста.
Нужно найти талышских деятелей, которые будут регулярно выступать с трибуны ООН и других международных организаций в составе армянской делегации. Нужен програмный документ, излагающий требования талышей к Азербайджану, где они в течение столетия подвергались геноциду. Эта работа потребует участия юристов-международников и дипломатов. Могут пригодиться документы, подготовленные палестинцами в обоснование их права на международное призвание. Девизом этой инициативы могут быть слова о том, что талыши ничем не хуже палестинцев, и их права заслуживают такого же международного уважения и признания.
Эти идеи я обсуждал с Левоном Грантовичем полгода назад. Он собирался созвать в Ереване конференцию с участием талышских представителей, чтобы обсудить с ними план дальнейших совместных действий, но его безвременный уход из жизни помешал осуществлению этого замысла. Наш руководитель очень хотел привлечь к этой захватывающе интересной работе нашего друга Фахраддина. Надеюсь, что он проявит интерес к этой инициативе и обогатит её своими идеями.
В заключение отмечу, что мы имеем дело с врагом, лелеющим коварные замыслы не только против нас, но и против мощных держав вроде России и Ирана. Талыши могут помочь нашему трио сорвать эти планы.