13:08 , 20 июля, 2015
Соглашение Ирана с «шестеркой» международных посредников в Вене мало кого оставило равнодушным: одни подсчитывают выгоду, другие предостерегают о возможных последствиях и негативных процессах.
Неудивительно, ведь после десяти лет переговоров наконец-таки был подписан документ, который уже окрестили историческим, открывающим новую страницу в международных отношениях. Глава дипломатии ЕС Федерика Могерини даже назвала соглашение «символом надежды для всего мира».
Ереван одним из первых приветствовал соглашение по иранской ядерной программе. Глава внешнеполитического ведомства страны Эдвард Налбандян заявил, что «эта долгожданная договоренность является важным достижением в интересах укрепления международной, региональной стабильности и сотрудничества, а также послужит дополнительным стимулом для расширения торгово-экономического сотрудничества, реализации совместных проектов между Арменией и дружественным Ираном».
Поэтому не случайно, что Армения, имеющая закрытые границы с двумя соседями, из-за экономической блокады и неразрешенного карабахского конфликта, ожидает активизации торгово-экономических отношений и наращивания взаимодействия с Исламской Республикой, с которой поддерживала тесные связи за весь период жестких западных санкций.
Эксперты отмечают, что многие армяно-иранские проекты из-за санкций так и остались на бумаге, и сейчас, когда устранены препятствия, предполагается, что намеченные программы будут реализовываться. Более того, в результате снятия финансовых санкций будут разморожены иранские счета в банках.
По некоторым данным, после вступления в силу соглашения по ядерной программе Иран получит доступ к более чем $100 млрд. замороженных активов, часть которых может быть использована и для реализации проектов в Армении.
Замглавы парламентской комиссии по экономическим вопросам Микаел Мелкумян считает, что строительство железной дороги Иран-Армения может стать важным компонентом «Экономического пояса Шелкового пути», предложенного Китаем. «Актуальными остаются также проекты строительства Мегринской ГЭС, третьей высоковольтной ЛЭП, по которой Армения будет поставлять электроэнергию в Иран. Эти проекты получат новое дыхание после того, как иранские банки смогут полностью восстановить свою деятельность», - отметил он.
Министр экономики Армении Карен Чшмаритян выразил свою позицию по этому вопросу предельно ясно одним предложением: «Это станет дополнительным кислородом для нашей экономики».
Ереван ожидает, что будет придан новый импульс застопорившимся проектам строительства железной дороги (стоимость проекта оценивается в $3,5 млрд.), нефтепродуктопровода, третьей высоковольтной линии электропередачи между Арменией и Ираном, пограничной Мегринской ГЭС, что неминуемо отразится на уровне товарооборота между двумя странами.
В настоящее время объем армяно-иранского торгового оборота оставляет желать лучшего. На долю Ирана приходится лишь 5% внешнего товарооборота Армении. Согласно статданным, за 2014 год Армения и Иран наторговали на $291,1 млн.
По словам экономиста Вилена Хачатряна, Иран для Армении является пятым торговым партнером по линии импорта и седьмым - экспорта. «В этом году мы импортировали товаров из Ирана на $75 млн., а в Иран экспортировано товаров на $30 млн. Самый лучший год в этом плане был 2012-ый, когда импорт достиг $220 млн., а экспорт – $108 млн. Это был пик в торговых отношениях между двумя странами. Значит есть потенциал, чтобы Иран стал для Армении вторым торговым партнером после России», - говорит он.
По мнению экспертов, Армения для Ирана является больше неким трамплином для реализации транснациональных экономических программ. В этой связи наиболее перспективным проектом с прицелом на трансграничность является строительство железной дороги. Армения также получает возможность использовать свою территорию для транзита иранского газа в Европу, что, однако может быть негативно воспринято Россией.
«Для Армении факт того, что Иран, в конце концов, освободится от режима санкций является очень важным. Это создаст серьезные возможности для поиска новых граней сотрудничества между странами, а также поможет реанимировать старые проекты, которые были временно приостановлены либо заторможены. Уверен, иранская сторона будет заинтересована в сотрудничестве с Ереваном, так как Армения является кратчайшим путем, связывающим Иран с Европой через Черноморский регион», - сказал завкафедрой иранистики Ереванского госуниверситета Вардан Восканян.
Энергетики ожидают новых возможностей для экспорта электроэнергии. В частности, строительствовысоковольтной линии передач позволит увеличить суммарную пропускную способность межсистемной ЛЭП Иран-Армения с 350 до 1000 МВт.
Важным фактором является и то, что Армения становится серьезным звеном в отношениях Ирана с Евразийским экономическим союзом. Президент Армении Серж Саргсян, выступая на совместном саммите БРИКС, ЕАЭС и Шанхайской организации сотрудничества, заявил, что строительство армяно-иранской железной дороги обеспечит выход стран ЕАЭС через Персидский залив к Индийскому океану.
Однако соглашение по иранскому атому несет для Армении не только экономическую пользу, но и решает вопрос региональной безопасности. Отмена западных санкций повышает роль Ирана в качестве региональной державы, что бросает тень на Турцию, продолжающей блокаду Армении.
«Армении выгодно, чтобы доминатом в регионе был дружественный Иран, поскольку успехи Ирана окажут непосредственное влияние на нас как в плане экономики, так и ослабления позиций Турции и Израиля. Соглашение по иранской ядерной программе будет способствовать установлению мира на Южном Кавказе», - считает экономист Вардан Бостанджян.
На общем фоне даже скептические заявления звучат очень слабо. По мнению эксперта Мгера Багдасаряна, не стоит придавать этому событию большую значимость. «Это определенная политическая игра, после чего не исключается самое невероятное развитие отношений Ирана с Западом. Но в любом случае, Иран — дружественная страна для нас, которая серьезно помогает Армении выходить из экономической блокады, следовательно, укрепление позиций Ирана на международной арене, определенная либерализация будет в пользу Армении».