Валютная энергетика БРИКС. Взаимоподкрепление разных опор союза


17:24 , 22 июля, 2014

Уже практически все комментаторы отметили: решения, принятые на саммите БРИКС, означают прежде всего кончину однополярного мира в целом. Причём решение об энергетическом резервном пуле, на мой взгляд, не менее важно для достижения этой цели, чем решение о едином банке.

Сам энергетический пул пока выглядит резко асимметричным. Большинство членов БРИКС ещё долго будут играть в нём роль потребителей. Вспомним хотя бы, что Южно-Африканская республика около двух десятилетий была под нефтяным эмбарго и покрывала свои потребности в жидком топливе синтезом из угля (так же действовала Германия во Второй мировой войне, так что фантазии Владимира Богдановича Резуна о мгновенной капитуляции Германии при первом же ударе СССР по румынским нефтепромыслам опровергнуты опытом: даже после перехода Румынии на сторону СССР 1944.08.23 Германия воевала ещё более 8 месяцев), причём дороговизна синтетического бензина по сравнению с природным стала сильнейшим стимулом к отмене апартеида — режима раздельного (по возможности) существования граждан, принадлежащих к разным расам. Соответственно для Российской Федерации — как одного из крупнейших в мире продавцов энергоресурсов — новый пул важен, на первый взгляд, только тем, что нам гарантируется долгосрочный, стабильный (и поэтому удобный для планирования и инвестирования) сбыт продукции, в общем-то, всегда востребованной на всём мировом рынке.

Но главное — не удобства торговли конкретными товарами. Куда важнее, что таким образом строится очень серьёзная опора под финансовую систему нового объединения. Цена любой валюты определяется в конечном счёте тем, что можно за эту валюту получить напрямую — без всяких манёвров, связанных с её конверсией в другие валюты. Соответственно появление энергетического пула означает: под валютами всех государств, входящих в группу БРИКС, обнаруживается серьёзное и ликвидное обеспечение. Уже не только рубль, но и юань, и рупия, и реал, и ранд теперь опирается на хорошо востребованный резерв. Полагаю, именно эта опора — главное, что приобретает от энергетического пула БРИКС как единое целое. Теперь весь товарооборот в рамках этой группы опирается на более твёрдую и долгосрочную основу, чем раньше. Таким образом, предложение об энергетическом пуле — даже более надёжная опора общей экономики БРИКС, чем единый банк.

Думаю, в скором времени появятся ещё какие-то решения в том же духе. И, соответственно, страны, когда-то сближенные экономическими аналитиками просто по сходству динамики развития, будут с каждым шагом всё теснее взаимодействовать между собой, сокращая свою зависимость от стран, всё ещё почему-то именующих себя развитыми.