Репатриация в Армению: многие твердили Маре Абрамян, что она и месяца не проживет на Родине


13:24 , 24 июня, 2014

unnamed-4
Многие твердили Маре Абрамян, что она и месяца не проживет на Родине, но наперекор всем она доказывает, что в Армении можно жить ничуть не хуже, чем в любой другой стране. Почти два года назад она прилетела в Ереван и пока что ни разу не пожалела о своем решении переехать. Хоть и прожила большую часть своей жизни в Москве, где построила успешную карьеру на телевидении и радио.

«Я родилась в Ереване в 1988 г. Прожила здесь всего шесть лет. Когда начались нелегкие времена, мои родители, как и многие, уехали. Основной причиной переезда было то, что я очень сильно и много болела. Лечить здесь меня на тот момент было невозможно, и у меня были большие шансы, так сказать, «склеить ласты» (смеется).  Мои родители, по факту спасая меня и давая мне будущее, в довольно взрослом возрасте приняли решение уехать из Армении. Тогда они думали, что на пару лет, а эта «пара лет» превратилась почти в двадцать. Мы переехали в Россию, обустроились в Москве. Там я пошла в школу, училась в институте, много лет работала и просто не ощущала себя армянкой. Я считала себя (мне так нравилось думать) человеком мира (смеется).

Первый раз после переезда в Москву Мара приехала в Ереван спустя 10 лет. Впечатления о Родине у нее сложились не очень хорошие. «Меня привезла мама. Тогда мне здесь страшно не понравилось. Было невыносимо скучно. Большую часть времени я проводила, сидя дома и читая книги, пока мама бегала по каким-то учреждениям».

По профессии Мара журналист, училась в Институте современного искусства в Москве. «Не я выбрала свою профессию, это она выбрала меня (смеется). Помню, все в школе маялись: куда пойти, чем заняться. У меня были мысли: или поступить во ВГИК на актерский, или пойти на факультет социологии. Но когда действительно настал момент подавать документы, я приняла решение пойти на журфак. Даже не знаю почему. Просто так было правильно».

Про школьные годы Мара вспоминать не любит. Ее детство пришлось на девяностые в спальном районе Москвы. Но, как она говорит, «школа закалила мой характер и научила не сдаваться несмотря ни на что».

Эта привычка очень помогла ей в дальнейшем.

«Я построила неплохую карьеру: в 18 лет я была выпускающим редактором на телевидении, делала восьмичасовые ток-шоу в прямом эфире, в 19 лет - выпускающим редактором программы, которая называлась «Говорим по-русски». Это было очень забавно: 19-летняя армянка учит русских говорить по-русски» (смеется).

 Мара также возглавляла TV ARM RU (первый российский армянский телеканал для диаспоры). Она считает этот проект самым важным в своей жизни. Ведь по факту он определил ее будущее. Дал ей правильное направление. Ну, и, конечно, это был неоценимый опыт и интересная работа с командой, которую она сама называет «команда мечты».

«По работе мне пришлось часто ездить в Армению и Карабах, окунуться в историю Армении, вообще, влезть с головой во все, что касалось Армении. Благодаря этому телеканалу я познакомилась с огромным количеством интересных людей. Я брала интервью у политиков и бизнесменов, это все было очень увлекательно и очень интересно. Но одним из самых важных знакомств я считаю  знакомство с Гариком Погосяном, продюсером и спонсором многих моих фильмов. Этот человек столько сделал для людей, для Карабаха, он не проходил мимо ни одной проблемы, и  это меня поразило. Но самое главное: он научил меня правильно смотреть на свою национальность».

Гарик Погосян привез ее в Степанакерт на съемки фильма о Дне независимости НКР. Она влюбилась в Карабах. В дальнейшем ей по работе пришлось много ездить в Карабах.

«О, это невероятная страна! У меня столько воспоминаний о тех первых поездах! Встреча с президентом, с Командосом, с тер Григором, настоятелем монастыря Гандзасар. Эти люди меняют твое сознание, твое мнение, ты учишься у них. Вообще, эти поездки сильно меня поменяли. У меня появились зачатки патриотизма, хотя скорее я бы назвала это началом принятия себя, своей национальности».

Получилось так, что с телеканала Мара ушла и продолжила свою деятельность на радиостанции «Голос России». Вела часовую программу в прямом эфире, опять же основной темой эфиров были Армения и Карабах.

«Это был сложный период. Тяжелый уход с телевидения. Тяжелые съемки фильма, первого и последнего художественного фильма: я все же документалист (смеется). Стрессов было навалом. Работа на радио стала для меня глотком воздуха. Но один глоток в неделю – это слишком мало (смеется). Если честно, тот год я провела в депрессии. Мне просто не нравилось то, в какую сторону движется моя жизнь. В один прекрасный осенний день я поняла, что надо кардинально менять свою жизнь. И начинать надо прямо сейчас. Я позвонила Гарику, сказала, что работы  интересной нет, на неинтересную  — не хочу. Закажи мне фильм, Гарик!  И мы сняли небольшой  фильм про Левона Гургеновича Айрапетяна, мецената из Карабаха,  - «Мир начинается с улыбки».  Не могу сказать, что это моя самая грандиозная работа (смеется). Когда мы показали фильм Левону Гургеновичу, он сказал, что фильм хороший, но нужно сделать его из 2 частей, а так же снять в нем других меценатов из Карабаха. А то что, мол, все про него, да про него.

Итак, я должна была лететь в Ереван, чтобы теоретически вернуться обратно. Но я решила рискнуть и купила билет только в один конец. И прилетела. Пока шли съемки, мне предложили работу в ереванской редакции «Собеседника Армении». Это было приятной неожиданностью и доказательством того, что работа в Ереване таки есть. Мы сняли фильм, успешно выпустили его на дисках, я раздала парочку интервью и как-то в этой беготне с выпуском фильма поняла, что я и правда уже живу в Ереване и возвращаться мне и не хочется совсем. Тем более, что работа у меня уже была. Это было именно то, что надо» .

Несмотря на это, Мара признает, что первый год жизни в Ереване был трудным.

«Я достаточно трудно переживала переезд. Кто говорит, что это легко – врут. Я свои переживания и наблюдения выливала в колонку «Записки репатриантки», и люди, которые ее читали, мне очень помогли «акклиматизироваться», можно сказать, что у меня было 6 тысяч психологов: столько человек еженедельно читали мои статьи в газете и в моем блоге. Благодаря читателям, блогерам, а также своим друзьям, я, наконец, прижилась, встала на ноги.

«Собеседник Армении» закрылся совершенно неожиданно, и слух о том, что я осталась без работы, распространился среди моих друзей за пару часов. Мне недолго пришлось горевать. Через  два дня мне позвонили и позвали на собеседование в рекламное агентство BBmedia. Хотя многие твердят, что найти работу очень сложно, но как-то вот получилось сразу (смеется). Мне предложили должность акаунт-менеджера одного из крупных клиентов нашего агентства - «Dalma Garden Mall». Это совершенно ново для меня. Я занимаюсь маркетингом и всем сопутствующим, в том числе организацией мероприятий в молле. Это, конечно, не телевидение и не радио, это вообще другая профессия, пришлось много читать и учиться, но мне нравится. Не думаю, что я смогу работать на телевидении (армянский я стала учить совсем недавно), но я спокойно к этому отношусь, это был потрясающий этап в моей жизни, но он закончился и это нормально» .

Мара Абрамян никогда не загадывает на будущее, просто знает, что сейчас идет в правильном направлении, знает, что находится  на своем месте, и что жизнь сложится так, как нужно. Здесь она чувствует себя свободной, сильной. Она признается, что вначале полюбила Карабах, а потом уже Армению.

«Я обожаю Армению, но Карабах —  это другое. Армения - мой дом, Карабах - это место, куда я сбегаю, где я могу отдохнуть, где есть те горы, которых здесь нет. Я болею за эту страну, практически все мои фильмы - про Карабах, я настолько прониклась всем этим, что это не выведется из меня никогда.

Один момент я не исключала той возможности, что когда-нибудь уеду жить в Карабах. Но дело в том, что Ереван  - мой дом, я для себя это выбрала, уехать в Степанакерт я могу только по работе, и то на несколько месяцев. Арцах для меня – это как шоколадный торт. Представьте, если его есть каждый день, то через некоторое время вы на него смотреть не сможете».

«Быть человеком» — один из фильмов, снятый Марой, как раз тот, из-за которого она приехала. Он посвящен благодетелям, меценатам, которые играют роль в развитии и процветании Карабаха.

«Проект «Быть человеком» пока приостановлен, он дорогой в плане производственной части. Мы ищем спонсоров. На тот момент, с теми техническими возможностями был снят хороший фильм, рассчитанный на определенного зрителя, с определенным посылом. Человеку, который знает, что такое Карабах, что такое разваленная школа, дом без отопления, разрушенная  дорога, будет интересно посмотреть.

У меня есть незабываемые воспоминания о съемке в одной из деревень - Саришене. Водитель, который согласился подвести нас до места назначения, по пути остановился и объявил, что дальше в гору не поедет, а нам оставалось еще целых 18 километров. И я как продюсер фильма сказала, что пойдем пешком, но фильм снимем. С грехом пополам удалось найти другого водителя, чья машина была приспособлена к этой жуткой дороге. В какой-то момент мы оказались над облаками. Была только гора, на которой мы стояли. Ты стоишь, а мира под тобой не существует. Ветер, пустые дома, 2 коровы и старушка в синем платочке.

 

 

Оказалось, что в деревне живут 2 семьи. Зимой, когда нужно что-то купить, им приходится спускаться с горы по серпантину пешком, так как в это время года машины не заезжают туда вообще. Спустился - полдня прошло, в ночь обратно не пойдешь, и ты ждешь следующего дня, чтобы вернуться домой. В Армении был голод, там была война. Таких деревень немало. Дети Карабаха до 3 лет жили в подвалах, они света белого не видели, они никогда не играли на улицах, не знали, что такое конфета. Это ломает психику. Если мы до сих пор не можем забыть те тяжелые годы, то представьте: там люди просыпаются от любого громкого звука. Мы с режиссером Костасом Че вложили в этот фильм все свои эмоции и впечатления. Просто заперлись в доме на два месяца, и все, что мы прочувствовали, всю боль, радость, восторг и злость перенесли в этот фильм. Фильм получился надрывным. Знаю, что взрослые мужики при просмотре плакали.

Конечно, были люди, которые после фильма отозвались. Я думаю, что если кого-то это затронуто и кто-то купил хотя бы тетрадку и отправил нуждающимся детям, то фильм удался».

Маре нравится, когда ее работа приносит пользу. Будь это фильм о благотворительности, работа с Красным Крестом, обучающие программы на телевидении или ее блог о жизни в Ереване. «На своем примере я буквально привезла сюда несколько человек. Они читали мои заметки и понимали, что тут все не так страшно, как говорят, что тут есть работа, помню, еще работая в газете, я на спор с главным редактором за неделю устроилась еще на три работы (смеется).

Я хочу показать, что армяне не «бедный, голодный народ», это не затхлая страна, здесь можно веселиться и работать. Получать удовольствие от жизни и быть счастливым. Я хочу, чтобы люди были такими же счастливыми, как я. Несмотря на бытовые проблемы, трудную работу, мне так нравится моя жизнь. Буквально месяц назад в Ереван переехала моя мама, летом переедет мой папа, я здесь надолго. Пусть мне покажут страну, где не надо работать и при этом можно получать деньги - я куплю билет и уеду».