Карабахе предпочитают молчать, потому что могут “избить”.Бить человека стало престижным


10:20 , 4 июля, 2012

А ведь говорили старики -- "Не с той стороны наступаете"  То, что произошло в “Арснакаре”, потрясло не только Армению, но и Арцах. Невольно задаешься вопросом: что произошло с нашей нацией, с народом, который в 1988 году встал, как один, на защиту Родины, взял в руки оружие и вступил в неравный бой с вооруженной до зубов азербайджанской армией. Как же мы дошли до того, что среди армян есть звери, способные убить своего же соплеменника?

Скорее всего, это результат деградации, деморализации и скатывания общества к безнравственности. В свою очередь ко всему этому привели раболепие, склонность “служить хозяину”, стремление людей к красивой жизни без учета нравственной стороны этого стремления.

Почему и как таким, как Рубен Айрапетян, удалось “склонить” на свою сторону столько людей?

Как случилось, что люди, знающие о жестоких нравах и привычках этого человека и его окружения, включая охрану, могут спокойно посещать его объекты? Почему в обществе, где так много недовольства тем, что подобные Айрапетяну наживаются на простых людях, все же “уважают” подобных извергов?

Неужели нельзя просто проходить мимо таких объектов и отдыхать и пользоваться яствами других, более спокойных и цивилизованных предпринимателей? Может, именно потому и ведет себя Рубен Айрапетян и ему подобные таким наглым и циничным образом, потому что знает, что чем он жестче, тем больше его уважают, тем больше на него показывают пальцем, тем больше он в центре внимания. Раз его боятся, значит уважают – это логика всех криминальных элементов.

Невольно вспоминаются годы правления в Карабахе печально известного Самвела Бабаяна, когда люди жили в страхе за своих детей, мужей, несовершеннолетних дочерей и молодых невест. Но, слава Богу, на него нашлась управа. Только вот короткая, все же у армян память. Стоило только избавиться от Бабаяна, на смену ему пришли другие. Конечно, с ним не сравнить Аркадия Гукасяна, этот не убивал, не “терял” людей, но зато заложил основу другого давления на людей, в ход пошел так называемый административный ресурс: в эти годы стали преследовать тех, кто критикует власти, с работы стали увольняться те, кто “не с нами”, на их места стали набирать людей, по своим интеллектуальным и нравственным качествам не соответствующих занимаемым должностям. Но зато эти люди могли “наехать”, оскорбить, унизить, избить…

То же продолжается и в настоящее время. Бако Саакян успешно продолжил и еще более укрепил “гукасяновские принципы”: сейчас в Карабахе просто предпочитают молчать, потому что могут “избить”. Бить человека стало просто престижным. Бьют, не глядя, кто перед ними, бьют за сказанное не так слово, бьют за то, что человек борется за то, что ему положено, наконец, бьют за то, что “не так голосуют”.
Свидетельством сказанному – последние события в селе Сос Мартунинского района, где глава сельской общины избил инвалида Арцахской войны лишь за то, что тот не проголосовал за него на выборах.

Несмотря на то, что вчера глава общины отказался от занимаемой должности, но дело это так и не получило должной правовой оценки. Несколько дней назад уголовное дело было закрыто на основании мировой и признания вины.

По логике властей, если человек признает вину или подавшие жалобу отказываются от нее, то преступление можно считать не совсем преступлением, и человек, совершивший его, может избежать ответственности. Хотя нет ничего удивительного в подобной развязке: на носу выборы президента. Если бы Бако Саакян наказал своего ставленника по закону, он бы обрел врагов в лице обиженников, соответственно, потерял бы множество голосов. Самым оптимальным решением стал «отказ» старосты от должности и признание своей вины. Как говорится, и волки сыты, и овцы целы.

Но, увы, Бако Саакян (да и Серж Саргсян тоже) должен хотя бы теперь понять, что нельзя руководить государством, опираясь на полуграмотных бандитов, живущих по принципу «Сила есть, ума не надо». Рано или поздно за этих же подонков приходится отвечать самим президентам.

Такое впечатление, что у нынешних властей в Армении и Арцахе больше нет резерва для сохранения своей власти: слишком много моральных проблем они создали для народов обеих армянских республик. Единственное спасение – наведение страха на граждан. Но спасение ли это для них? Вот теперь обоим президентам придется отвечать: либо они пожертвуют отморозками ради общества и завоюют его симпатии, либо пожертвуют обществом, которое, наконец, встанет на защиту своих прав. А время, когда вопросы решались рукоприкладством и наведением страха, по всей видимости, прошло.

Вряд ли волна, поднявшаяся в сознании людей в связи с гибелью офицера Ваге Аветяна, стихнет, да и не должна. Нет слов, которыми можно успокоить его родных и близких. Остается лишь соболезновать им и продолжить борьбу за ведение нормального расследования и наказания подонков. Жаль, конечно, что еще одна семья осталась без кормильца, еще двое малышей остались сиротами, еще одна молодая армянка стала вдовой. Карабахцы, как никто другой, знают, что это такое. Но, может быть, смерть невинного Ваге поднимет нашу нацию на ноги и заставит ее установить в стране конституционный порядок.

Роберт Айрапетян