Государствообразующим народом, ну или, если угодно, титульным этносом Армянского мира являются айастанцы.
Остальных в системе Суша-Море следует рассматривать как нацменьшинства и именно от этого и отталкиваться.
Американские армяне, русские армяне, французские армяне и китайский армянин - это все отдельные субэтносы, имеющие свой собственный набор культурных скрепов.
В советские годы все именно так и распологалось и никто не лез учить жизни другое нацменьшинство. Были, как вы помните, бакинские армяне - в большинстве своем русифицированные, со своим колоритом, своей культурой. Были московские армяне, американские армяне и т.д.
Мне кажется, переломный момент наступил с обретением независимости Армении и Арцахской победой, которая, видимо, вынесла всем мозг. С какого-то момента идилия была нарушена и на армянские сообщества начали натягивать образ айастанца. Сыграл свою роль и массовый исход айастанцев в эти страны.
Если ранее в среде московских армян считалось важным 1-2 высших образования, прекрасное владение русским, полная интеграция в московское общество и именно эти пены давали московским армянам повод для гордости, то позже возник новый тренд - попытки "сохранить" в московском армянине "айастанца". Сообщество московских армян наводнили бывшие айастанцы, которые топали ногами, кусались и категорически отказывались ассимилироваться. Их сопротивление до сих пор многими кажется чуть ли не героизмом.
Между тем, попытки "сохранить" в среде московских армян очаги айастанской культуры обречены на полный и безоговорочный провал. Максимум такого сопротивления может хватить на одно поколение, а при наличии двух дипломов и этого будет недостаточно.
Айастанцы привнесли в сообщество московских армян невиданные доселе вещи - армянские кафешки, армянскую музыку, армянские вечеринки.
В какой-то момент прежние ценности стали восприниматься чуть ли не как предательство. Московский армянин, владеющий русским гораздо лучше чем армянским, полностью интегрированный в московское общество сегодня воспринимается адептами "сохранения" как ассимилянт и сабботажник. Навязав всему сообществу заведомо невополнимую задачу (сохранение айастанца в чужой среде) эти люди сегодня заняты тем, что обсирают все вокруг, уничтожая саму систему и порождая системные конфликты.
Если рассматривать ситуацию в плоскости Суша-Море, то идет банальная насильственная ассимиляция нацменшинств со стороны титульного этноса, но с одной поправкой - заведомо обреченная на провал буквально через одно поколение.
Это одна проблема системы.
Вторая заключается в том, что одни нацменьшинства пытаются навязать свои культурные скрепы другим. Это все равно, что якуты начали бы требовать от татар разводить оленей, мотивируя это тем, что оленеводство является важнейшим признаком российской идентичности. Или же, если б кабардинцы комплексовали из-за того, что карельские девушки ходят в мини-юбках.
Мне кажется, нужен разворот в сторону от этих негативных явлений. Нужно развивать многообразие армянских сообществ, а не превращать армянство в секту, где все ходят строем и являются комичными пародиями на айастанцев. Сохранение айастанца за пределами Армении - это самый, что ни на есть антиармянский тренд. За это надо бить по рукам, а не гладить по головке, как это сейчас делается. Нужно, наоборот, сохранять армянина в русском, в американце, французе - полный набор местных скрепов и при этом армянская идентичность. Прекрасное владение местным языком, высшее образование, банки, корпорации, частные фирмы, тот самый офисный планктон. И плевать, что такой армянин не владеет армянским - ему это и не нужно.
В России на сегодняшний день условно можно выделить два сообщества. Т.н. "Московские армяне" и "Кавказские армяне". О московских я уже писал выше. Что касается кавказцев - это как в таблице Менделеева, когда с изменением атомной массы образуется новое вещество. Все московские армяне произошли от кавказских. Утрирую, конечно, но в целом это так. Если кавказцу дать одно высшее образование или, тем более, два высших, он перестает быть кавказцем и становится московским, где бы при этом географически не жил (кроме ЮФО - там чрезвычайно сильна кавказская культура и влияние). У него появляется уже прозападная ориентация (госдеп не причем, я имею ввиду западнее Кавказа), он избавляется от кавказских стереотипов, начинает меняться круг общения и т.д.
Если кавказского армянина, как правило, интересуют криминальные авторитеты, достижения армян в спорте, тюннинг приоры, сплетни о тех или иных девушках и прочий набор, характерный для всего Кавказа, то московского эти темы совершенно не волнуют, у него другой круг интересов.
Тем не менее, сегодня московские яростно пытаются отрицать наличие кавказцев не только в среде российских армян, но и в армянстве вообще. Идет бессмысленный внутренний конфликт и война на уничтожение. Впрочем, системный конфликт в Диаспоре - это её визитная карточка на сегодняшний день.
На этом пока все. Потом еще напишу. Я все еще болею. Ночью по пути на кухню два раза грохался в обморок и теперь на лбу две шишки.