14:20 , 11 ноября, 2013Интеграции Армении в евразийские структуры не должны помешать региональные конфликты
Накануне завершился визит в Ереван председателя коллегии Евразийской экономической комиссией (ЕЭК) Виктора Христенко, который провел встречи с высшим руководством Армении, в том числе президентом Сержем Саргсяном, а также подписал с премьер-министром Тиграном Саркисяном и меморандум об углублении взаимодействия между ЕЭК и Арменией.
Важное место в визите было уделено и разъяснению армянскому обществу заявлений президентов Беларуси и Казахстана, вызвавших широкий резонанс в Армении и ставших подспорьем для противников евразийской интеграции в Армении.
Батько советуют не лезть в вопросы Карабаха
Широкий общественный резонанс в Армении вызвало заявление президента Беларуси Александра Лукашенко на встрече с руководителями СМИ стран СНГ о том, что при принятии Армении в Таможенный союз (ТС) следует считаться с мнением Азербайджана. Отвечая на вопрос о намерениях Кыргызстана и Таджикистана вступить в ТС и об отношении к этому Казахстана, президент Беларуси ответил: «Здесь то же самое, что и с Арменией. Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев не против, но он очень грамотно высказывает свои опасения. Так, например, у Армении есть один нерешенный территориальный вопрос с Азербайджаном. Значит, вопросы со стороны Азербайджана будут. Как я понял, Ильхам Алиев этот вопрос своему казахстанскому коллеге уже задавал. Мы должны считаться с мнением Азербайджана. Отмечу, что, например, Европа не очень стремится принять в свой состав государства с подобными территориальными проблемами».
Подобное заявление можно было бы объяснить желанием Лукашенко использовать необходимое России членство Армении в ТС в качестве предмета торга в российско-белорусских отношениях, или как жест благодарности в отношении руководства Азербайджана, в свое время помогшего Беларуси погасить долги за российский газ.
На брифинге с журналистами, а также на встрече со студентами и преподавателями Ереванского госуниверситета (ЕГУ), Христенко подчеркнул, что для присоединения Армении к ТС требуется лишь мнение стран-членов союза и страны-кандидата, а не третьих государств,и что готовящийся сейчас договор о присоединении Армении к ТС союзу будет подписан главами четырех государств.
“Я заявление не слышал и не могу комментировать, и вообще не очень удобно комментировать заявление президента суверенного государства, но могу сказать, что с точки зрения права ничье мнение, кроме участников ТС и, соответственно, кандидата на вступление не требуется, чтобы реализовать весь этот проект”, – заявил Христенко на совместном брифинге с премьер-министром Армении Тиграном Саркисяном.
В свою очередь армянский премьер не стал комментировать слова Лукашенко, заметив, что также считает некорректным комментирование заявлений главы суверенного государства, и предложил оставить это дело аналитикам.
Намного жестче высказался сопредседатель армяно-российской межпарламентской комиссии сотрудничества Николай Рыжков, посоветовавший президенту Белоруси заниматься своими делами, а не «лезть» в карабахский конфликт.
Отвечая на вопросы журналистов на брифинге по итогам 23-го заседания Комиссии в Ереване, Рыжков отметил, что все прекрасно понимают, что карабахский вопрос не будет урегулирован ни сегодня, ни завтра, и что нельзя связывать карабахскую проблему с Таможенным союзом, поскольку это – совершенно другая тема. «Если так поставить вопрос, то это будет означать, что Армения не войдет в Таможенный союз. Вообще Александр Лукашенко – достаточно здравомыслящий человек, как он мог до этого дойти», - заметил российский депутат.
Председатель президиума Совета по внешней и оборонной политике, редактор журнала «Россия в глобальной политике» Федор Лукьянов считает, что Лукашенко выступает не против вступления Армении в Таможенный союз ТС, а за установление правил игры в ТС и прояснения механизмов принятия решения в союзе, хотя при этом признал, что Белоруссия и Казахстан не заинтересованы в членстве Армении в ТС, а России же это необходимо по геополитическим причинам.
«Он скорее выражает позицию малых государств Таможенного союза – Казахстана и Белоруссии с тем, что если создан союз равноправных государств, тогда необходимо считаться с мнением и других челнов ТС при принятии в организацию того или иного государства, будь то Армения или Киргизия. То есть не должно быть так, чтобы ключевые решения принимались с желания одного доминирующего государства в организации (России), а остальные предстали бы перед фактом. В настоящее время, когда не уточнены механизмы принятия решений в ТС, Лукашенко выступает против расширения союза. Иными словами, с точки зрения Минска, с расширением надо повременить… Конечно, для Минска важны отношения с Азербайджаном, но в данном случае Лукашенко не говорит об их капитализации или торге», - заявил Лукьянов в интервью ИА REGNUM, добавив, что решение Армении присоединиться к ТС просто стало поводом для огласки проблемы.
Лукьянов также считает маловероятным присоединение в будущем Баку к ТС. «У Азербайджана нет желания вступить в Таможенный союз. Баку состоит в Движении неприсоединения. Руководство Азербайджана не пойдет на такой шаг также из-за существующих в регионе политических и экономических раскладов. В регионе должны произойти какие-то крутые изменения, чтобы побудить Баку взять курс в Таможенный союз. Таким изменением может стать, например, желание Турции вступить в Таможенный союз, что маловероятно. При таком развитии событий Баку, конечно, окажется в новой геополитической среде и может двигаться по стопам Турции. Если даже Турция вдруг заявит о присоединении к ТС, этот шаг будет обусловлен всего лишь желанием Анкары насолить Европейскому союзу, поскольку длительное время она ведет переговоры по вступлению в ЕС. Конечно, все это пока на уровне предположений, и вероятность их осуществления очень низка», - заметил он.
Тюркский альянс
Однако Христенко не удалось отделаться лишь разъяснениями слов Лукашенко – свою лепту внес и президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, предложивший принять Турцию в члены ТС. "Президент Турции обратился ко мне с просьбой вступить в наш Таможенный союз. Давайте и примем Турцию", - заявил Назарбаев в конце октября в Минске на заседании Высшего евразийского экономического совета.
Назарбаев также отметил, что бывая за рубежом, к нему часто обращаются с вопросом о том, что "мы создаем СССР или что-то под Россией", и предложил президентам России и Беларуси: "Может, Турцию принять, большая страна, и разговор закончится".
Учитывая сложные отношения Армении с Турцией, а также открытую поддержку Анкарой Баку в карабахском конфликте, это не могло не вызвать опасения и недовольство в армянском обществе.
Христенко поспешил развеять эти опасения, заявив, что хотя интерес к расширению взаимодействия со странами ТС проявляют 36 стран, в частности Индия и Вьетнам, однако никакого заявления о присоединении Турции к ТС пока не существует. «Турции нет в числе кандидатов, и ее заявление не рассматривалось, и, стало быть, это никак не может повредить или помешать (Армении)»,- подчеркнул он.
Следует отметить, что еще до заявления Назарбаева о Турции в армянских СМИ циркулировали слухи, что Казахстан поставил в качестве условия для членства Еревана в ТС требование введения таможенной границы между Арменией и Нагорно-Карабахской республикой (НКР).
Российские представители опровергли эти слухи, заявив, что Армения, а не ТС будет решать, где проходит ее таможенная граница, а армянская власть заявила, что не будет принимать каких- либо политических или экономических решений за счет независимости или безопасности НКР. В частности, директор Института ЕврАзЭС Владимир Лепехин заявил в сентябре: «Тут не Россия должна устанавливать границы. Если Армения считает, что граница проходит по границе между Карабахом и Азербайджаном, то, естественно, это условие армянской стороны, и Россия на этих условиях должна играть с Арменией».
Карабах и Таможенный союз
Вообще в ходе визита в Ереван Христенко неоднократно приходилось обращаться к вопросу Нагорного Карабаха и членству Армении в ТС. В этой связи председатель коллегии ТС неоднократно высказывал мысль, что карабахская проблема не является препятствием для реализации планов Армении по вступлению в ТС, и членство в союзе «не осложнит, а скорее всего даже улучшит ситуацию вокруг Карабаха». “Что касается экономической плоскости, которая так или иначе всплывает в рамках интеграции Армении в ТС, то никогда еще экономическое развитие не усугубляло те или иные неурегулированные ситуации или даже конфликты, а, как правило, способствовало их урегулированию”,- заметил он.
При этом, отвечая на вопрос на встрече в ЕГУ о возможности присоединения НКР к ТС, Христенко подчеркнул, что оно возможно лишь после урегулирования карабахского конфликта и определения статуса Нагорного Карабаха. “Если оно произойдет, и будет соответствующим образом оформлено, то тогда все возможно по поводу присоединения”,- заявил Христенко.
В контексте карабахской проблемы и членства Армении в ТС следует также отметить, что представители российских экспертных кругов неоднократно заявляли, что одной из основных причин возможной дестабилизации в регионе может быть то, что Армения в экономическом смысле развивается очень медленно, в то время как у Азербайджана самые высокие темпы экономического роста на постсоветском пространстве. По их словам, Армении необходимо в кратчайшие сроки добиться серьезного экономического роста, чему может посодействовать российская поддержка в рамках членства Еревана в ТС.