Парадокс «армянского монофизитства»


17:20 , 7 ноября, 2013

Поистине удивительной ересью оказывается монофизитство! Разве не удивительно то, что Православные Церкви древних восточных традиций, к коим помимо Армянской Апостольской Церкви относятся еще и Сирийская, Коптская, Эфиопская и Индийская Церкви, «являясь монофизитскими», отказываются признавать это учение за свое, настаивая, что они никакого монофизитства не исповедуют? Мифоверы от «православия» списывают это недоразумение на то, что «монофизиты не хотят признаваться в своей ереси». Но это и есть самая большая глупость мифоверов.Ересь, то есть религиозное лжеучение, – понятие относительное, поскольку каждая религиозная группа считает именно себя пребывающей в истине, а в ереси пребывающими своих оппонентов. Было бы, наверное, странным, если бы какая-нибудь Церковь или даже самая еретическая секта считала свое учение еретическим и отказывалась признавать свое учение за свое. Верующий РПЦ не станет отрицать своего иконопочитания, кто бы не говорил, что это антибиблейское идолопоклонство. Католик не станет открещиваться от того, что папа Римский глава всей Вселенской Церкви, хотя для православных это более чем очевидная ересь. Несторианин не отречется исповедания двух ипостасей во Христе, даже если вокруг полтора тысячелетия кричат, что это ересь. Адвентист седьмого дня не станет отказываться от святости субботы... Харизмат не откажется от глоссолалии... Иеговист будет настаивать, что Христос не Иегова... И так далее, по всем конфессиям и религиям в мире. Каждый думает о себе, что именно он в истине. Какой же смысл в отрицании того, во что ты действительно веришь и считаешь это правильным?

 

Разве тот же верующий РПЦ являющийся диофизитом и считающий, что в диофизитстве истина, станет отрицать, что он диофизит, если где-то диофизитство считается ересью? Напротив! Даже если кто-то надумает отрицать диофизитство РПЦ, русские будут настаивать, что они диофизиты, потому что исповедуют «дио физис», то есть две природы во Христе – божественную и человеческую. Так почему же монофизиты должны отрицать свое монофизитство? Напротив, тот, кто считает, что истина в монофизитстве, должен был бы отстаивать свою веру в «моно физис» и утверждать, что он в истине именно потому, что он монофизит, а всякий, кто не монофизит, тот в ереси. Верующим Армянской Церкви «православные» мифоверы говорят: «Вы монофизиты!», а они в ответ: «Нет. Мы не монофизиты, мы сами анафематствуем монофизитство как ересь». А им снова: «Нет, мы знаем, что армяне монофизиты!»... То есть, тут с «армянским монофизитством» предстает уникальнейший в истории религий и крайне запущенный случай. Только запущенный он не для армян, а для их «православных» оппонентов, потому что нормальным людям достаточно того факта, что Армянская Церковь открещивается от монофизитства и сама анафематствует эту ересь и ее, как считается, создателя.

На самом деле, вопреки почти полутора тысячелетней византийской лжи, Армянская Апостольская Церковь исповедует совершенное человечество Господа, ибо признает Его не только истинным Богом, но и истинным человеком, во всем ставшим как мы, кроме греха. Чтобы в этом убедиться, достаточно посмотреть вероисповедальные и богослужебные тексты ААЦ. Вот фрагмент пространного Символа Веры, составленного великим отцом Армянской Церкви Григором Татеваци (14 век): «Веруем в одну из трех ипостасей Бога Слово, рожденного от Отца прежде вечности. Во времени сошел в Богородицу Деву Марию, и принявшее от кровей Ее соединил со Своим божеством. Девять месяцев ограничил Себя в утробе непорочной Девы, и стал Бог совершенный человеком совершенным, душою, духом и телом».

Вот литургический Символ Веры, в основе которого лежит Символ Никейский:«Что ради нас людей, и нашего ради спасения, сошел с небес, воплотился, вочеловечился, родился совершенным от Марии святой Девы Духом Святым. От Которой получил тело, душу и дух, и все, что есть в человеке, истинно и несомненно». 

Нигде, ни в одном тексте Армянской Церкви нет даже намека на то, что Христос не человек, или не совсем человек, либо по смешению нечто среднее между Богом и человеком. А потому, любой здравомыслящий, свободный от комплексов и фанатизма православный верующий Русской Церкви признает, что даже при исторически обусловленном расхождении в богословской традиции халкидонитов и нехалкидонитов, исповедание веры Армянской Церкви никак не вяжется с монофизитской ересью, и что всякий, кто называет ААЦ «монофизитской», является банальным лжецом и потенциальным топливом для геенны.


Казалось бы, для чего некоторым «консервативным» греко-православным богословам продолжать муссировать тему «армянского монофизитства», если сама Армянская Церковь утверждает, что это ложь? Почему бы им не прекратить рассказывать этот средневековый миф, чтоб не позорить свою церковную традицию? К сожалению, прежде всего для самих греко-православных верующих, не все так просто решается. Доставшаяся русским греческая церковная традиция является заложницей своей же мифологии. Признав, что Армянская Церковь не монофизитская, апологеты халкидонизма помимо своей воли признают, что их церковная традиция, в лице ее «святых отцов» лгала почти полтора тысячелетия! Ведь совершенно очевидно, что, решившись официально изменить свое отношение к Православным Церквям древних восточных традиций, к коим относится и Армянская Церковь, Русской Церкви придется что-то делать со своими «святыми», запятнавшими себя клеветой. Наверное, нужно будет покаяться перед этими Церквями и признаться в грехе лжесвидетельства. Нет, это определенно не возможно в греко-православии. Прецедента тому нет, и создавать его им не хотелось бы. От этого вся греко-православная экклесиология, построенная на вере в свою «абсолютную истинность» и «непогрешимость» обрушится, похоронив под собой эту конфессию. И вот чтобы этого не случилось, миф должен жить! Хотя, теперь «православным» мифоверам приходится свой миф о монофизитстве модифицировать в связи с новыми обстоятельствами.

Отныне, если мифоверу говорят, что армяне не могут быть монофизитами, поскольку они сами отвергают монофизитство и исповедуют Христа не только Богом, но и истинным человеком, то на это есть уникальный по своей глупости ответ: «Монофизитство бывает разное! Не только евтихианство, что учит об одной природе Бога. Можно признавать Христа и Богом и человеком, и все равно быть монофизитом!». А если кому-то в самом халкидонизме такой ответ кажется абсурдным, и он, все же, хочет замять тему «армянского монофизитства» (при этом, не покушаясь на свидетельства своих «святых отцов», во все века учивших о «евтихианстве» армян), тогда для него есть и более легкий вариант: «Армяне раньше были евтихианами-монофизитами, а в последнее время под влиянием Православия отошли от монофизитства. Современное богословие ААЦ почти православно».

Так как же оказались армяне для греков и русских «монофизитами», если не только исповедуют Христа истинным человеком, но и полтора тысячелетия анафематствуют Евтихия и его учение? Это такое печальное недоразумение? Или чей-то коварный умысел? Может быть, действительно монофизитство бывает разным, а армяне, отвергая одну разновидность, держатся другой? А что если армяне на словах отказываются монофизитства, а сами в себе именно так и верят?! Кстати, и такое мнение среди некоторых, не обремененных разумом и моралью «православных» имеет место быть. Впрочем, перечислять все те многочисленные мнения и предположения, возникающие в головах людей пораженных духом сектантства, не имеет смысла. Достаточно рассмотреть основные, так сказать, «официальные» версии антимонофизитской мифологии распространенной в Русской Церкви.