Эксперты «второго круга» российской правительственной аналитики, относящиеся главным образом к академическим или около-академическим кругам, все больше задаются вопросом, насколько выверенной можно считать внешнюю политику России в отношении ближайших соседей. Как ни парадоксально, но именно Восточная Европа становиться наиболее сложной проблемой для Москвы, даже в сравнении с наиболее неудобными партнерами в Европе или в Азии.
Эксперты напоминают, что на протяжении 20 лет страны Восточной Европы неоднократно становились причинами и поводом для довольно острых кризисов и крайне неприятных ситуаций. Все более складывается хроническая ситуация, когда вокруг России формируется вполне реальный пояс геополитического блокирования России.
Заинтересован ли Запад в разрешении проблем в сфере данного «пояса»? Конечно, нет.
По мнению московских экспертов, сейчас более важным является проектирование некоторого временного отрезка, в рамках которого предстоит довести истерию и враждебность позиции России до предела, и тем самым, внести определенные условия для политической дезорганизации России.
Данный круг экспертов далек от определенной группы экспертов-пропагандистов и всячески избегает функции пропагандистов, несмотря на некоторые возможные преференции. Их справки и рекомендации не выходят за границы «воскресного чтения» московских чиновников и остаются для них напрасно оплаченными услугами, но вследствие совершенного безразличия ответственных лиц в России за режимность делопроизводства, данные справки регулярно оказываются в пользовании сотрудников посольств государств Запада, которые даже не пытаются скрыть это.
Видимо, в Москве стали понимать, что каждая политическая «победа» России оборачивается существенными неприятностями, и результаты вовсе не пропорциональны огромным затратам материальных и политических ресурсов.
«Победа» России над Арменией 3 сентября вовсе не привело к развязке отношений с Арменией, и тем более в более широком диапазоне проблем. Армения стала важным этапов в разрушении и без того зыбкого блока – ОДКБ, и продемонстрировала всему миру и союзникам России, что представляет собой эта страна, которая просто по природе своей не может быть партнером. Близкородственная Украина в любом сценарии станет «Русским Вьетнамом», а вестернизация Белоруссии очевидна. Государства Центральной Азии это партнеры на «пятилетку», пока выяснятся новые геополитические условия.
В отношении России реализуется вполне успешно реализованная модель Турции, которая, будучи ближним партнером Западного сообщества, блокирована и изолирована и тем самым приобрела новый статус – «напряженно-стабильного партнера», и именно в этом качестве невольно выполняет роль балансира на пространстве, которое все еще не имеет определенного названия.
В Государственном департаменте, при подаче определенных американских экспертов, Ближний Восток все более называют Передней Азией, в соответствии с новыми геополитическими перспективами. Кто-то из американских экспертов предложил, - «Если турки столь упорно настаивают на неоосманском проекте, может быть было бы справедливым называть их османами».
Русские интеллектуалы столь долго и бездумно увлекались евразийским проектом, что последовательно Россия стала восприниматься как Евразия, то есть пространство без границ, религии, столицы, государство-образующей нации, а также с довольно смешанным историческим сознанием. Пришло время, когда Евразия из пугала огромного стала ярлыком, криминальным прозвищем России. Видимо, Россия не совсем уютно ощущает себя Россией и хотела стать Евразией, и по этому поводу уже никто не возражает.
Евразия это Бишкек и Астана, но, причем тут Киев и Одесса? Сейчас ничто столь не удовлетворяет Запад, как эта бессодержательная «увлеченность» русских Евразией, что автоматически приводит к блокированию и изоляции. Насколько сложной была бы проблема, если бы Россия стремилась к интеграции с НАТО и Евразийским Союзом. Евразийской России предстоит, хочет она этого или нет, быть вовлеченной в войну в Центральной Азии. Но главным призом для Запада станет противостояние России и Китая, которое придет как естественное развитие логики ШОС. Огромное государство, примирившееся с ролью энерго-сырьевого поставщика, неминуемо столкнется с интересами индустриальных держав.
Кто же проектанты данного абсурда? По мнению московских экспертов, проектанты это чиновники средней руки, занимающиеся этими проектами между посещениями ночных клубов и дележкой денег.
В определенной мере обеспокоены данной ситуацией и военные круги, которым не понятны конкретные задачи в ключевых направлениях, где имеет место очевидное несоответствие принятых доктрин и разработанных оперативных планов с реальными возможными сценариями развертывания событий. К этому нужно добавить, что морально-политическая атмосфера в вооруженных силах отвратительная, что подогрето скандалов в министерстве обороны.
Так кто же проектанты? Неужели все-таки чиновники, пишущие бумаги в пьяном угаре? Россия не способна осуществлять такие разработки, это начертано где-то за ее пределами, опытной рукой. Такой элитой, как нынешняя русская могут манипулировать не только государства, но и отдельные компании и политические группы и клубы. Так и происходит.
Информированные русские организации очень хорошо понимают, кто сейчас руководит и направляет Россию. Сейчас главное вовлечь Россию во множество политических конфликтов в Восточной Европе и в Центральной Азии, вынудить ее отвлечься от других направлений, затратить на эти задачи много ресурсов времени, политических и финансовых ресурсов. Москва стала изрядно жадной и пытается экономить на внешней политике. Задача в том, чтобы русские тратили на внешнюю политику гораздо больше. Для этого пытаются создать ложный рынок потребителей этих денег.
Как бы ни развернулась ситуация в Украине, происходит что-то запредельно интересное, и Европейский Союз будет вынужден делегировать свои полномочия во внешней политике блоку Берлин – Варшава, для которых игра в Украине – шанс и основное условие утвердить свои позиции в Европе и в мире. Пока проблемы нет, но она может возникнуть, если германско-польский неформальный альянс попытается воспользоваться услугами Турции. Но вряд ли Германия пожелает этого, так как Анкара потребует за эту услугу цену, и всем понятно какую – прием в Европейский Союз.
Вместе с тем, предстоят различные, самые невероятные «связки» государств с кратковременными и стратегическими целями, направленными на блокирование и изоляцию России.
Если проблема Украины будет решена, вопрос Белоруссии станет вопросом времени и техники. На данном этапе решен очень важный вопрос для Европы – «Славянский вопрос». Это означает дистанцию славянского мира от России. Если будет окончательно решен этот вопрос, Россия будет готова замкнуться в Евразии, со всеми возможными мифами и легендами. Это какие русские проектанты планируют превратить вековых партнеров и друзей России в ее ненавистников? Этим занимаются русские патриоты, верные идеям величия и благополучия своей родины?
Южный Кавказ, несмотря на кажущееся остывание интересов к нему со стороны Запада, находится на кануне нового и более серьезного периода заинтересованности. Но государства региона, как показала практика, могут проиграть по крупному, с большим треском и оказаться перед довольно длительным и неопределенным периодом трансформации.
Сейчас посольствами европейских государств в Армении компьютеризируется буквально вся «элита», при самых грубых и формальных характеристиках, иначе просто невозможно. Армянское общество прошло необходимое тестирование. Проблема Армении не в том, что в ней заинтересовано или нет Западное сообщество, а в том, насколько Запад может доверять ей. Армения «замковый камень» в регионе, но могут обойтись и без него. Пока с армянской «элитой» после катастрофы «3 сентября» все еще не было должного, делового разговора. И будет ли?
Чтобы ни предпринимала Россия, она проиграла в отношении Армении, так теперь она будет стремиться «исправить ошибку» (правда, с непонятными перспективами), а что касается Армении, то самыми неблагоприятными перспективами могут стать следующие: забвение ее проблемы и ее самой, при соблюдении деликатности; пересмотр конструкции партнерства в регионе Южного Кавказа, в которой нет места Армении. Нужно понять, что время после «Вильнюса» будет длиться по иным физическим и логическим законам. Это уже не наше время.
Чрезмерно метафиично? Нет, самый раз. Жестоко? Может быть, но есть такие ошибки, которые хуже преступления. Наказано будет не политическое руководство, оно напротив, будет награждено, наказано будет армянское общество, и по праву. Евразийское общество не может интегрироваться в Европу.
В чем спасение России? Конечно в двух факторах – в русском просвещенном национализме и в партнерстве с США, которые вовсе не заинтересованы в чрезмерном удушении России, в выстраивании слишком большой дистанции от Западного сообщества. Государственный секретарь США Дж.Керри, состоящий в политических клубах более-менее пацифистского, умеренного свойства, заявил на встрече с журналистами из стран Восточной Европы, что таможенный союз не обеспечивает эффективной кооперации. Можно подумать, ГосСекретарь США это руководитель общественной организации по защите прав кооператоров. В данном случае, даже стилистика тщательно разработана.
Москве последовательно внедряется иллюзия о том, что США и НАТО склонны замыкаться и обособиться, и их более не интересует внешняя политика, США устали от истории и внешней политики. Причем Россия как страна сама уставшая от истории и политики, охотно поверит в это. Так называемое «самоустранение» США и «сброс» ответственности за внешнюю политику на своих партнеров означает всего лишь дирижирование сценариями соблюдения балансами сил в мире и в регионе, то есть противодействия различных держав, создание «поясов» и «зон» безопасности.
Дело в том, что нынешние скандальные события и вообще нынешняя ситуация совершенно не волнует Западное сообщество. Это даже не события тактического значения. Стоит более серьезная задача - подбор новой правящей элиты России, возникает лишь вопрос в обмен на что. Геополитические зоны здесь никого не интересуют, на кону деньги и только деньги. Русская элита вполне приспособилась к этому.
Геополитика уже не для России, это удел других государств.
«Никто не собирается въезжать в Евразию на белом коне, В.Путину предоставлена возможность скакать на белом коне по просторам Евразии из угла в угол, пока не падут или конь, или всадник».