Азербайджано-иранские отношения в последнее время резко обострились. Однако, как бы ни расходились во взглядах две соседние страны, их объединяет одно. И Тегеран, и Баку категорически не хотят бороться с кем бы то ни было в интересах третьих стран, пишет российский политолог—международник Сергей Маркедонов в телеграм-канале Bunin&Co.
Обозначая событийную канву, Маркедонов напоминает, что 27 января произошло нападение на посольство Азербайджана в Тегеране, погиб Орхан Аскеров, сотрудник азербайджанских спецслужб, обеспечивавших безопасность объекта.
Отмечая, что подобного рода события всегда становятся тестом для двусторонних отношений, автор материала указывает на то, что после трагического инцидента в иранской столице были предприняты попытки выйти из кризиса. В частности, 29 января состоялся телефонный разговор президентов Ильхама Алиева и Ибрагима Раиси. Иранская сторона выразила соболезнования азербайджанской, а Алиев, резко осудив теракт, заявил о необходимости его быстрого и прозрачного расследования.
Казалось бы, найден оптимальный алгоритм выхода из кризиса, говорит политолог. Однако уже через несколько дней после общения двух президентов МИД Азербайджана заявил о том, что Исламская республика препятствует "широкому разоблачению террористической атаки на международном уровне в международных организациях". Официальный Баку также не рекомендовал своим гражданам посещать Иран. При этом в азербайджанских СМИ и социальных медиа широко обсуждалась спецоперация МВД республики против "иранской шпионской сети".
Специалист по этнополитическим процессам замечает, что Иран подвергся атаке беспилотников на фоне целого ряда заявлений высокопоставленных политиков США и Израиля, что лишь обострило ситуацию.
Рассуждая по поводу того, насколько обоснованы широко распространенные версии о возможной военной эскалации с участием Ирана и Азербайджана, Маркедонов отмечает, что отношения между Азербайджаном и Ираном и ранее были непростыми. В числе системных проблем он называет поднимаемый со стороны Баку на разных уровнях вопрос азербайджанского меньшинства в Исламской республике, и иранского религиозного влияния внутри страны. В свою очередь Тегеран неоднократно выражал свое недовольство углублением отношений Азербайджана с Израилем. Иранская сторона выражала опасения и в связи с укреплением стратегической связки Азербайджан-Турция.
Между тем, у Ирана и Азербайджана имеются и общие экономические интересы, и понимание того, что военно-политическая эскалация ударит по ним, подчеркивает политолог. Он уверен в отсутствии жестких предпосылок для развития событий по негативному сценарию.
Мысли и позиции, опубликованные на сайте, являются собственностью авторов, и могут не совпадать с точкой зрения редакции BlogNews.am.